И все-таки Chicago Med гениальный сериал. Плохой, но гениальный (так бывает).

Для меня и людей любых помогающих профессий он – бесценное обучающее пособие по этике, соблюдению границ и контейнированию собственных сложных чувств.

Пациентке 20 раз сказали, что внематочная беременность шансов не имеет, но пациентка верит, что у Господь ответил на ее молитвы 12-летней выдержки и присмотрит за ней и за плодом, несмотря на адское внутреннее кровотечение. Врачи выбегают из палаты, бьются головой об стену, возвращаются и умоляют ехать на операцию вот прям ща, но не трогаются с места, пока она, рыдая, не скажет: «Да».

Больная анорексией выдирает из себя катетеры с глюкозой и требует адвоката. Врачи выбегают из палаты, бьются головой об стену, возвращаются – и реанимируют до упаду, пока она все же не умирает.

Пациенту нужно делать операцию на сердце, но он – свидетель Иеговы и согласно его вере ему запрещены переливания крови. Врачи выбегают из палаты, бьются головой об стену, возвращаются и соглашаются делать операцию без bypass, что гораздо сложнее для врачей и опаснее для пациента, но зато дает шанс на жизнь вечную в восприятии одной упрямой головы.

Photo by Avi

Я уже давно кручу мысль о том, что учителя – это сфера обслуживания и помогающие практики, особенно если речь идет о работе со взрослыми студентами.

С многократно возросшим доступом к любой информации закончилась эра массового пиетета и отношения к учителям как к редким посвященным, хранителям секретных знаний, до которых нужно еще быть допущенными. А с уходом в прошлое советских замашек коллективизма, коммунального житья, уравниловки и общего обморожения чувств, неизбежно отмирает эра нормализованного злоупотребления властью – во всяком случае, в помогающих профессиях.

При наличии хоть каких-то финансовых возможностей и развития самосознания до уровня «со мной НЕЛЬЗЯ так обращаться», клиенты отказываются пользоваться услугами врачей, парикмахеров, водителей, продавцов, которые вторгаются в их пространство инструментами, лишними разговорами, непрошенным мнением о том, как им будет лучше и так далее.

Преподаватель – это помогающая профессия и сфера обслуживания. Мы продаем образовательные услуги. Мы в силу наличия у нас специальной профессиональной подготовки часто знаем (или верим, что знаем), как будет лучше нашему клиенту, но мне бы очень хотелось, чтобы преподаватели научились держать это великое знание при себе до тех пор, пока не найдется приемлемая формулировка в духе соблюдения границ, уважения к клиенту и его представлениям (с которыми мы совсем не обязаны соглашаться).

Я бы очень хотела, чтобы преподаватели прекратили:

— пугать страшными последствиями несделанных домашних заданий или пропусков занятий;
— навязывать темп работы – обязательно встречаться 2 раза в неделю, меньше полутора часов бессмысленно, дома каждый день хотя бы полчаса и т.д.;
— начинать работу с новым клиентом без выяснения запроса, опыта и ожиданий;
— спрашивать и требовать, не помогая;
— считать, что эмоциональная сфера клиента не является их делом;
— не объяснять, что мы делаем, зачем, почему, как это потом сложится с остальным, почему именно такой план выбран, почему такие материалы, учебники и т.п.;
— думать о том, как сделать свою работу хорошо, игнорируя при этом вопрос интеграции этой работы и ее результатов в жизнь клиента;
— не сверяться с ощущениями клиента и его оценкой происходящего в ходе работы;
— оставлять его один на один со сложными чувствами, ругать за них, теряться, не иметь в руках технологий (профессиональных – ну или хотя бы интуитивных) обращения с такими проявлениями;
— игнорировать тревогу относительно прогресса, успехов и т.п.;
— игнорировать сообщения клиента о том, что уроки так или иначе не решают проблему данного клиента;
— раздражаться на клиента в принципе.

Photo by Siora Photography

Конечно, для того, чтобы это работало, нужны кодифицированные нормы профессиональной этики, а для этого – нормальное профессиональное сообщество. Плюс налаженная вертикаль интервизии – супервизии, повышения квалификации именно в вопросах психологии и налаживания отношений с клиентами.

Плюс в принципе привычка посещать психотерапевта для выращивания хотя бы собственных границ (если они не ощущаются, нащупать и уважить соседние вообще не представляется возможным).

Я точно вижу, что многое сдвигается в нужную сторону. Но медленно, сука, медленно! ☺


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.