Давеча я признавалась в сложных взаимоотношениях с личным драконом в сфере английского языка.

Ну… Настало время дать ему имя и вывести в люди, слегка одергивая трехглавый поводок 

Мой любимый пассаж из Булгакова: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимой прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней…» — полностью описывает мое эмоциональное состояние, когда я получила свою оценку за экзамен CPE: это была литера «B».

Перфекционизм жесток. Быстро рассказываю объективный состав моей убийственной first world problem:
1) Экзамен я сдала, и это подтверждает мой уровень знания языка как С2, выше которого нет в международной шкале CEFR.
2) Из пяти видов активности две были сданы на 230 из 230.
3) До этого я не сдавала ни единого экзамена в Кембриджской или какой-либо другой линейке.
4) Готовилась я с удовольствием, но совершенно халявно.
5) Я тихо поспрашивала глубоко уважаемых мною коллег – и выяснила, что у половины была оценка «В». Если сдавали неоднократно – то иногда «А», иногда В: экзамен – это все-таки лотерея.

Ну то есть объективно все хорошо. Но мы же понимаем, что на Олимпиаде все хотят только золота и что история: «Не дотянул доли секунды – и ты уже не в призовой тройке», никак не компенсируется пониманием того, что на Олимпиаду в принципе попадает только спортивная элита.

Короче говоря, мне было стыдно, что это не «А». Поскольку у меня помимо амбиций и короны есть еще и мозг, то сверху мне было стыдно за то, что мне стыдно. К этому примешивалась аналитически выверенная радость: если бы мне с такой халявной подготовкой повезло сдать экзамен на «А» с первого раза, это бы несколько пошатнуло мою веру в Кембридж, CEFR и хоть какую-то годную сертификацию в принципе.

И вот что я хочу по этому поводу сказать (так, чтобы пост был не про меня и мои переживания, которые, слава богу, тянулись недолго и быстро приобрели юмористический оттенок).

Во-первых, талант и легкость – это чудесно, но ничто не заменяет поступательной планомерной работы с качественно направленным на нее вниманием. С одной стороны, обидно, с другой, приятно, когда твои воззрения совпадают с твоим жизненным опытом, хоть это и не всегда так уж весело испытывать на себе. Я занималась объективно недостаточно.

Во-вторых, которое вытекает из во-первых, но я все же выделю: мало ходить, присутствовать, делать задания (нанять учителя, пялиться в приложение, слушать подкасты, читать тексты — что угодно). Нужны внутренние осознанные усилия по направлению внимания в четко обозначенные точки. А для понимания этих точек нужна диагностика – и в какой-то мере этот экзамен для меня такой диагностикой стал: я теперь точно знаю, какие места у меня «провисают». В моем случае это провисание на те самые доли секунды, которые отделяют меня от призового «А», и со стороны большинства изучающих язык это выглядит как полнейший абсурд, но тут я что-то прекратила стыдиться: если мне впилось «А» — значит, имеет смысл рубиться насмерть. Я даже знаю коллег, которые в рамках «А» хотят повысить балл – просто так. Потому что спорт высоких достижений заводит.

В третьих, еще раз повторю, что перфекционизм перфекционизму рознь. Если он мешает переживать неудачи конструктивно, мешает вообще начать что-то делать для воплощения идеальной мечты в суровой реальности – дело дрянь. Если он четко показывает из всего многообразия дел то, что вам жизненно, органически необходимо и необходимо только в лучшем виде, а на меньшее вы не согласны, дает азарт, энергию, желание двигаться дальше – хороший, годный, физиологичный перфекционизм. Мой опыт говорит о том, что первый можно перевоспитать во второй  И тогда он – вообще конфета.

В четвертых, самое важное. Начинающим кажется, что сначала очень трудно идет – и результат получается мизерный, зато потом все должно полететь с ускорением. Эту точку зрения поддерживает и рынок: основная масса шарлатанов делает деньги на false beginner’ах, заливая им в уши идеи про то, что главное – ГЛАВНОЕ – вот сейчас освоить буквально первые базовые конструкции, первые пару тысяч слов – и дальше вы легко с этим багажом выйдете в свободное поле, где будет нужна только практика.

Неловко об этом говорить, но вообще-то дела обстоят ровно наоборот: сначала каждое небольшое усилие приносит море новых возможностей, а позже значительные усилия уже дают куда менее заметные результаты. Мой опыт работы над собой и над экзаменом CPE свидетельствует о том, что чем ближе вы к этим горным высям, тем меньше впитываемость нового и, соответственно, ощущение движения. Уже на Intermediate мы получаем основную массу того, на чем можно жить и работать на международном уровне или даже непосредственно в среде. Это несвободно, это примитивно относительно того, к чему привыкли хотя бы относительно культурные люди на своем родном языке, но это функционально и держит на плаву. И если на этом уровне язык начинает активно использоваться, то на преодоление следующего этапа может уже не хватать ни времени ни сил вообще.

Восхождение туда, где есть оттенки смыслов, свобода, самовыражение, тонкое понимание аутентичного контента, юмор, эмоции — это примерно поход на Эверест. Соотношение усилий и результата все время растет в обратной пропорции: усилий приходится прикладывать значительно больше, продвижение становится значительно скромнее. К концу нужны невероятные усилия, чтобы заставить мозг тратить столько ресурсов на преодоление еще нескольких пунктов глубоко необязательной программы. Ты и так знаешь, как сказать все, что тебе нужно, но это по-прежнему еще недостаточно тонко, точно, художественно, идеально для достижения цели твоего сообщения.

Наращивание таких умений — задача, которую человек, как правило, может поставить перед собой только сам, потому что крайне малый процент изучающих английский язык РЕАЛЬНО оказывается в среде, которая бы требовала именно такого уровня в языке и стимулировала бы мозг отдавать на это столько энергии, показывая: «вот, смотри, как конкретно улучшит это наше положение в нашей социальной стае». Это элитные, закрытые среды, сливки разных профессиональных и культурных сообществ, куда большинство из нас просто никогда не попадет. Но если вы именно там или именно туда стремитесь – значит, вперед и семь футов под килем.

Я, как нетрудно догадаться, не там  От того, что я пересдам свой CPE на «А» или еще раз сдам его на «В» или даже на «С» не изменится ровным счетом ничего в моем социальном положении. Это чисто мои игрушки: хочу играю – хочу нет.

Я, конечно, хочу  


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.