Видели ролик, где англоговорящий студент сравнивает количество форм READ и количество форм ЧИТАТЬ с сокрушительным численным превосходством последнего? Забавное видео, натыкалась на него много раз и все собиралась перепостить с подводкой о том, что нам, изучающим английский язык, честное слово, грех жаловаться. Попробовали бы наоборот!

В очередной раз наткнувшись на него на просторах фейсбука, я подхватила глазом и сопутствующий комментарий: мол, кто пробовал изучать английские времена, тому на такое смотреть не смешно. И опять загрустила привычной печалью.

Среди широких масс населения РФ, изучавших английский, предпринимавших попытки его изучить, никогда не изучавших, но наслышанных об этом кошмаре, бытует мнение, что система английских времен – это хтонический ужас с превеликими странностями внутри. Логики в нем нет, времен же, напротив, целая куча (по слухам, то ли 12, то ли 16, то ли вообще более 20, смотря как считать).

Стоит только начать – и тебя ждут годы фрустрации с полной путаницей в конце. Ветераны этой войны, дошедшие примерно до середины часто рапортуют: в принципе, для изъяснения достаточно двух-трех, остальное – выдумки ретроградных русских преподавателей, которым чуждо все человеческое.

Три сложности изучения английских времен – статья Марии Ковиной-Горелик | How to Know How

Поверить в то, что здоровому на голову человеку нужно такое количество для повседневных нужд, невероятно сложно.И вообще, в самой Великобритании так уже никто не говорит. Это давно не модно. Народ изъясняется проще, глотая куски форм и окончаний.

Кончается все одним и тем же.

Студенты массово отказываются от изучения времен, а некоторые – вообще от изучения языка. Рынок откликается искусственным упрощением и сокращением системы, а также фиговыми листками маркетинговых ходов, известных со времен царя Гороха: назвать зеленое синим, квадратное круглым и подавать эту протухшую рыбу под соусом с отдушками посильнее.

После того, как я посмотрела урок, где автор поделил все высказывания в английском языке на 4 (прописью: ЧЕТЫРЕ) типа и написал на доске 5 (прописью: ПЯТЬ) колонок, я уже не удивляюсь совершенно ничему.

Я давно и часто повторяю: обучение английскому языку – это бизнес, а задача бизнеса состоит в том, чтобы заставить клиентов раскошелиться. Никто не хочет платить за качественный и полноценный продукт? Прекрасно, нам же проще.

Тут отрежем, там подмажем – пожалуйста, под грифом «базовых конструкций» (на которые вы потом, когда-нибудь, если захотите, наложите еще какие-то сок\увершенно необязательные элементы), мы вам всучим пять случайно выбранных форм вместо двенадцати. Как в супермаркете. Корзина на пробу под  девизом: «Чтоб я еще раз – да никогда».

Правда вскрывается быстро и некрасиво. Да, носители могут себе позволить пропускать вспомогательные глаголы в беглой речи, могут заглатывать окончания, могут использовать двойные отрицания, менять порядок слов, — да мало ли что еще.

Разница состоит в том, что, если они не принадлежат к маргинальным слоям населения, они не будут так делать в презентации нового продукта, в академической работе, на торжественном приеме, со сцены, с экрана телевизора, на встрече с адвокатом, в кабинете врача и так далее, и так далее.

Все «съеденные» формы будут молниеносно восстановлены до своей полной и грамматически правильной красоты.

Хорошая грамматика – это статус и дверь в общество.

Зависит, конечно, от того, в какое общество вы хотите попасть и как быть там принятым. Но если оно хоть немного отличается от общества иммигрантов, живущих анклавами «своих», и если ваши цели несколько превосходят заказ блюд из ресторана и покупку сувениров, грамматикой стоит заниматься.

И то, что среди носителей языка выглядит правомерной небрежностью и свободой выражения, от иностранца воспринимается как оскорбительное и смехотворное невежество.

Дело не в том, что английские времена какие-то архи-, гипер-, нечеловечески СЛОЖНЫЕ, а в том, что большинство изучающих, не имея представления о том, как работает язык в целом, подходит к ним с совершенно нереалистичными ожиданиями.

И это первое, с чем мы работаем на курсе «Восемь маяков в океане времен». Как? Через родной русский язык. Несколько примеров – и презумпция: «У нас все просто, а они зачем-то столько ерунды навертели» слетает со студента, как с белых яблонь дым. Сквозь рассеивающиеся предубеждения проступает интерес.

Вторая сложность состоит не в том, что их МНОГО. А в том, что в силу методических нужд их дают так постепенно и так по отдельности от остальных, что к моменту доползания до пятого, восьмого и двенадцатого, студент абсолютно не в силах понять, куда же теперь девать первое, второе и третье.

Это следующее, с чем мы работаем на курсе «Восемь маяков в океане времен»: обзорная экскурсия по всей системе позволяет наметить связи между всеми элементами и увидеть принципы ее организации. Мы снимаем порчу в виде искусственного разделения времен на «простые», которых не так много, и «сложные», которые можно не учить. Все временные конструкции, существующие в языке, широко используются носителями совершенно разных возрастов и уровня образования. И нет, четырех вам не хватит никоим образом.

Третья сложность изучения времен связана в тем, что они слишком оторваны от жизни. Примеры и упражнения часто парят в невесомости без всякого контекста, вызывая ощущение: «Я даже приблизительно не в состоянии вообразить, при каких обстоятельствах мне может понадобиться этот трехэтажный грамматический монстр». Сложные времена кажутся такими далекими и избыточными, такими редко и непонятно как употребляемыми…

И с этим мы тоже работаем на курсе «Восемь маяков в океане времен». Грамматика – это страсть. Это эмоции. Это возможность выразить себя и точный смысл. Это скорость и динамика, это продолжительность и характер наших действий. Фраза «Я смотрю – он скачет» — это совершенно не то же самое, что: «Глядь – а он уже поскакал».

Понять, как мои личные чувства и истории могут быть оформлены средствами языка так, чтобы не потерять ни крошки смысла и выразительной энергии, — в этом, оказывается, смысл грамматики. И грамматические времена по праву признаны одной из центральных ее тем.

Да, освоить все времена во всех подробностях всего за 8 занятий и 7 домашних заданий невозможно – мы этого и не обещаем. Но то, что ваш взгляд на эту тему кардинально изменится и существенно прояснится – это мы гарантируем.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.