Все это, конечно, называется: «Послушай маркетолога – и сделай все наоборот». Да простят меня мои дорогие друзья, коллеги и консультанты.

Говорили, эх, говорили мне! «Маша, у тебя давно не одна аудитория, а две, понимаешь, две! Разные продукты, разные подходы, разный язык!»

А я что? Опять в свальный грех.

Вообще предстоящие вебинары «Топливо» и «Инструменты» под общей шапкой «Я его учу, а он не учится!» я в наибольшей степени адресую нормальным людям, то есть не учителям, не лингвистам, не коллегам по цеху. Именно эта категория слушателей чаще всего делает себе вырванные годы и дырку в бюджете, бросаясь учить язык наобум с непонятными целями и неочевидными способами.

Однако, чем больше я общаюсь с коллегами и ловлю живые, реальные отклики аудитории (которая все равно ОДНА, поскольку тусуется в одной и той же соцсети, просто очень смешанная!), тем больше я вижу, насколько в этом заинтересованы и нуждаются учителя.

Для многих это вопрос маркетинга: как продавать, как рекламировать, как формулировать ценность и формировать цену своих продуктов (частное преподавание, школы, что угодно), как разглядеть свою ЦА и понять, что у нее на душе и где болит? Особенно если ЦА не желает на эту тему разговаривать и на вопрос: «Ваши цели в изучении языка?» — неизменно отвечает: «Свободное общение»?

Для других – это больше инструмент для работы с нереалистичными ожиданиями, абсурдными представлениями. Хорошее средство от вопросов: «А когда я уже заговорю?» или неуемного желания контролировать процесс и управлять учителем, при полной невинности во всех аспектах методики.

Многим хотелось бы просто лучше работать в рамке долгосрочных отношений «учитель – ученик». Лучше подбирать материалы для занятий, тоньше балансировать удовольствие и пользу, быть более открытыми в диалоге с учеником, точнее соответствовать его запросу.

В каких-то аспектах маркетолог, конечно, прав: для учителей нужны отдельные продукты с совсем другим наполнением и подачей. Но это не значит, что на мероприятиях, рассчитанных на широкую аудиторию, им ловить нечего.

Конкретно эти два вебинара опять получились такими, чтобы помочь обеим сторонам начать какой-то внятный диалог. Студенты должны научиться давать учителям четкое ТЗ, но не в части методики, а в части итогового результата. (Сейчас, к сожалению, преобладает обратная тенденция: цели они толком не ставят, зато очень хотят рулить процессом, отрицать учебники, не делать ДЗ, настаивать на разговорной практике и всячески вставлять учителям палки в колеса). Учителям тоже стоит прислушаться к тому, что пытаются донести ученики, даже если на первый взгляд их заявления кажутся абсурдными.

Очень легко с высшим лингвистическим отрицать существование популярных экспресс-методов и мысленно сбрасывать со счетов тех, кто к этим методам прибегает. Гораздо сложнее разглядеть за происходящим чувство отчаяния и разочарования в учителях в целом – то есть, в частности, в себе. И задать себе вопрос: «Где я не в ногу с реальностью? Где я не дорабатываю? Что я могу улучшить?»

Гораздо сложнее. Но ровно настолько же и интереснее.

И еще одно. Многие учителя колоссально недооценивают силу и значение маркетинга. Основная позиция качественных специалистов такова: «Шарлатаны в любом деле были всегда, текущее положение вещей безобразно и абсурдно, но мы с этим ничего поделать не можем, кому надо – тот придет, а кто хочет волшебных методов – о тех и говорить нечего». Подкрепляется это тем, что у действительно хороших учителей всегда стоит очередь из желающих, и отсюда, понятное дело: незачем (а главное, некогда) вникать ни в какой маркетинг и bigger picture, потому что спрос есть.

Но маркетинг влияет не только на то, придут к вам ученики или не придут. Он влияет на то, КАКИМИ они к вами придут. С ожиданиями, сформированными – чем? Вот именно.

Вебинары уже прошли, но записи по-прежнему можно купить на нашей странице в разделе Products 🙂


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.