Все 2 года, что я веду проект, я нахожусь в неустанном хаотичном поиске наилучших формулировок и объяснений того, чем же я все-таки занимаюсь.

Лифтовая презентация по-прежнему отсутствует. Аргументирую я это тем, что не стоит знакомиться со мной в лифте: близкое расстояние и замкнутое пространство не располагают к непринужденному общению.

Очень сложно выкручиваться каждый раз из диалога: «Мне сказали, что вы прекрасно преподаете английский, мне как раз нужен преподаватель» — «Спасибо, очень приятно, я его не преподаю». Но я выкручиваюсь – примерно так, как написала. Выгляжу, конечно, странно. Оправдываю я это тем, что такие диалоги, как правило, застают меня там, где я меньше всего рассчитываю пообщаться на рабочие темы, а лифтовая презентация по-прежнему отсутствует. См. выше.

Но я, безусловно, могу объяснить и объяснять буду. Поэтому сегодня будет текст о… Ну в общем текст. Назову его по-идиотски: «Пост о вытекании».

Началось все с вопроса: «Как выучить английский язык?», который мне много лет задавали, узнав о моей профессии (переводчика на тот момент). Я долго не понимала, что имеют в виду все эти уважаемые люди. Что значит, «как»? Я искренне терялась в ответах (прыткий читатель уже, поди, заметил, что по части быстрых ответов на простейшие вопросы я вообще тугодум, социофоб и, возможно, даже дурочка). Мне казалось, что путь более или менее очевиден: учи – да и выучишь. Но количество вопросов свидетельствовало об обратном.

Когда я плавно переползла в категорию преподавателей, мне показалось разумным провести маркетинговое исследование рынка. Я быстро обнаружила невыносимое богатство выбора, которое, собственно, и разъяснило мне растерянность и настойчивость всех моих вопрошателей. Мы привыкли считать, что спрос рождает предложения, однако выяснилось, что английский язык – это такой великолепный товар, продавать который можно одним и тем же людям многократно, надо только знать, как. И что предложения давно (ДАВНО) превысили всякий разумный спрос, поэтому спрос необходимо поддерживать, а то и подогревать. Я догадалась: обилие предложений призвано не ответить на вопрос «Как выучить английский язык?», а побудить клиентов задавать его снова и снова – и не находить ответа.

Отсюда вытекает, что в поле есть совсем другие цели и совсем другая выгода, которые имеет смысл учитывать.

В результате я обнаружила картину, в которой бесконечное количество возможностей поддерживает бесконечное количество фальстартов (в мире ESL есть термин false beginner). С одной стороны, хорошо, когда есть выбор. С другой, его же надо делать – и потом с ним как-то жить. Через какое-то время жить с ним становится сложно, потому что изучение языка – по правде, дело долгое и непростое, требующее усилий. Но человек – такая скотина: если ему трудно, а рядом есть альтернатива, он ее попробует. Так поиск оптимального способа выучить английский язык успешно подменяет непосредственно его изучение. Поздравляю: вы достигли цели. Не своей – зато успешно.

Отсюда вытекает, что, если вы не хотите предоставлять себя в бессрочное пользование за свои же деньги, смотреть надо куда-то не туда.

Я в жизни не видела ни единого взрослого человека, у которого регулярно находилось бы 3 часа в неделю изначально ничем не занятого времени. В100% случаев изучение английского языка конкурирует с чем-то важным, включая порой базовые потребности (сон, еда, секс, общение с близкими, отдых). Ничего удивительного, что в таком прессинге человек ищет оптимальный вариант инвестировать время-силы-средства и легко включается в игру собаки с собственным хвостом: пока не найду Самый Лучший Способ, учить не буду.

Единственное, что может заставить нас выделять силы и время (деньги, кстати, выделить проще всего, даже если их немного, – потому-то кораблик про Самый Лучший Способ до сих пор на плаву, а вы как думали) в условиях такой жесткой конкуренции, это мотивация. И у многих она есть. Кого ни спроси – у всех есть мотивация. Не было бы мотивации, они бы не стали бегать, как ошпаренные, в поисках лучших методик.

Но тут выясняется одна неприятная вещь: мотивация – продукт скоропортящийся. Как только сделанный выбор переходит в плоскость ежедневных усилий (см. выше), так мотивация непостижимым образом падает почти всегда. Цели, которые сначала сияли издалека, освещая собою тернистый путь, не манят нас больше. Путь при этом по-прежнему тернист. Мотивация учить язык уступает мотивации найти новый способ это делать – ииииии мы снова играем в витязя на распутье. Чудо песня хороша, начинай сначала.

Отсюда вытекает одно из двух: либо мотивация не работает, либо мы неправильно понимаем, что это такое.

Взрослому и занятому человеку нужно найти не Самый Лучший Способ, свободно обращающийся на не зависящем от него рынке товаров и услуг, а внятное и хорошо ощутимое на эмоциональном уровне обоснование, которое побудит полностью подвластный ему мозг выделять энергию на конкретные повседневные действия. Много энергии. Долго выделять.

Еще раз: не внешний универсальный (или уникальный – слова-то тут вообще значения не имеют) способ, упакованный в таблицы и приложения, не одну далекую звезду, которая то потухнет, то погаснет, а внутреннее, совершенно интимное основание, которое побудит только его и ничью более нервную систему выносить новые нагрузки в повседневном режиме.

Как видите, дензнаки в этом уравнении отсутствуют. Да, безусловно, платить придется – учителям ли, курсам ли, за учебники ли, да хоть за выделенную линию интернета, в конце концов. Конечно. Но это другое место, другая роль. И другие суммы (о, са-а-а-авсем другие). Да и какие ни были бы суммы, в конце концов, каждый имеет право выкидывать свои миллионы туда, куда вздумается, обидно другое: язык без этого все равно не выучится, хоть с суммами, хоть без.

Такое обоснование может даже не формулироваться словами, но оно горит внутри и функцию свою выполняет, т.е. дает топливо. Топливом служат химические вещества, естественно производимые нервной системой. Запускают этот процесс эмоции.

Отсюда вытекает, что хрен с ними, с целями, если они не помогают открыть книгу и начать упражняться прямо сейчас. Можно вообще их не ставить – ни жарко, ни холодно. А вот с эмоциями лучше познакомиться поближе.

С эмоциями стремно: они неуправляемы. Поэтому обычно мы стараемся сделать с ними две вещи: испытывать только приятные, а если никак не выходит, то не испытывать совсем.

Первое удачно ложится в канву любимой игры: безусловно, Самый Лучший Способ обязан вызывать (дарить!) эмоции исключительно положительные. К третьей странице моего занудства цикл, я думаю, не вызывает вопросов: переход к рутине влечет ослабевание позитивных эмоций, которые обычно – не более чем следствие новизны происходящего, и, вывод ясен – нам опять достался не Самый Лучший Метод! Надо поискать получше. И уносят меня, и уносят меня…

Второе можно себе устроить, особенно под популярными знаменами о том, что эмоции мешают процессу, отвлекают, расслабляют, позволяют ныть и прокрастинировать. Возможно. Проблема в том, что если их убрать целиком и качать мышцу английского языка в жанре «вижу цель – не вижу препятствий» с полным отсутствием человеческой включенности в процесс, то, это будет не только очень тяжко, но еще и очень плохо с точки зрения прироста знаний и их удержания. Почему? Потому что нет поставок энергии. Почему? Потому что мозг не получает эмоционального обоснования.

Отсюда вытекает, что единственное, чем реально стоит заняться, прежде чем заняться самим английским языком (особенно если это ваша –дцатая попытка) – это научиться обращаться с собственными эмоциями (любыми – какие появились, такие и молодцы) так, чтобы извлекать из них топливо для ежедневных усилий в ходе изучения английского языка (примерно любым из вменяемых способов).

Это все.

Это бесплатно – или минимально платно, если вы вздумаете заглянуть ко мне на вебинар.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.