Как выучить английский язык?

Пока я работала переводчиком, я никак не могла понять природу этого вопроса (а вопрос задавали, и часто). Что значит “как выучить”? Учить – да и все! Найти учителя или образовательное учреждение, обзавестись учебниками, тетрадями, словарями, слушать и читать на языке, выполнять упражнения… А как еще?

…пока я наконец не оставила одинокое сидение перед компьютером с километрами страниц про заседания советов директоров и поставки стального лома и не сместила фокус в сторону преподавания. Надо сказать, что через некоторое время я испытала настоящий шок от соотношения спроса и предложений, которые я увидела в своей профессиональной сфере. Я наконец начала понимать, что имеют в виду все эти вопрошающие люди!

Возьмем простой пример. Вот я умею чистить селедку. Я не повар, но я с детства умею и люблю чистить селедку. Я даже горжусь технологией, при которой правая рука остается полностью чистой и может, соответственно, подставить тарелку, взяться за вилку и т.д. В принципе, здравого смысла, наблюдательности и базовой координации движений вполне достаточно, чтобы без труда справиться с поставленной задачей. Даже анатомию селедки можно не знать. Селедка, газета, нож, руки, – поехали.

Однако если я представлю себе, что за моим плечом возникает какой-нибудь шеф-повар, который всплеснет руками и скажет: “Ты все не так делаешь!” – я, вероятно, растеряюсь. Я отдам ему нож и буду следить за отточенными движениями профессионала (разумеется, куда более ловкими, чем мои). Если же я впишу в эту картину еще парочку таких же, как он, профессионалов, которые почему-либо будут не согласны с ним, а также между собой, и будут полчаса выяснять отношения над жалкой полуочищенной рыбиной, я плюну и уйту оттуда с испорченным настроением. Если же я довершу картину этого абсурда тем, что каждый из поваров будет заклинать меня пойти к нему учиться Наилучшему Способу Очистки Селедки за более или менее сносное вознаграждение, я не просто уйду оттуда – я убегу со всех ног. И даже крики вдогон о том, как увлекательно будет проходить мое обучение и как в конце меня ожидает стажировка в какой-нибудь Голландии, не заставят меня остановиться или даже снизить скорость. Мало того: если вдруг в этой жизни мне когда-нибудь еще придется предстать перед задачей самостоятельной чистки селедки, я буду чувствовать себя куда более неуверенно, чем до встречи с профи. Сама идея того, что эту нехитрую процедуру можно осуществить 1001 способом, будет подтачивать мою внутреннюю уверенность в собственных действиях, внушать мне страх провала и заставлять меня видеть недостатки, даже если фактически я всегда нормально справлялась с задачей и твердо знала, что, случись банкет, уж селедку-то я почистить смогу.

Язык, конечно, не селедка. Но я нарочно взяла простую и абсурдную метафору, чтобы выразить свою мысль: обилие предложений на рынке услуг в сфере изучения английского языка создает массу иллюзий и почву для неуверенности потребителя, чудовищно затрудняет выбор и постоянно препятствует нормальному изучению языка. В конце концов, что бы вы ни выбрали, в результате вы оказываетесь в совершенно конкретном формате, где есть конкретный преподаватель, конкретные учебные материалы, конкретное время, конкретные трудности и конкретные усилия. Попав в эти обстоятельства, возможно, через некоторое время вы разочаруетесь (статистика говорит о том, что так чаще всего и происходит). Вам покажется, что преподаватель совсем не так хорош, как о нем говорили (или курсы не так хороши), книги сами по себе в голову не загружаются все равно, да и диалоги там какие-то надуманные, дурацкие, грамматика как была не понятна, так и не понятна, прогресс идет совсем не теми темпами, какими вы ожидали… Вам покажется, что вы сделали НЕПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР – и вы начнете озираться вокруг. Иногда этому предшествует прекращение обучения и некоторый период бездействия, но если мотивации, побудившие вас взяться за это дело в первый раз, еще живы, то вы вернетесь к поиску – и опять станете потенциальным клиентом многочисленных центров и репетиторов.

У одной языковой школы даже слоган такой: “ТЕПЕРЬ я говорю по-английски!” Мол, десять школ обойди – дураком останешься, а в нашей научат! К сожалению, опыт показывает, что целевая аудиторя такой рекламы – люди, испытавшие уже ряд разочарований на этом пути – весьма многочисленна. Она, собственно, преобладает. Не знаю, как вы, но я лично не знаю ни одного взрослого человека, который ни разу не пытался бы научиться английскому хоть чуть-чуть. Основную же массу составляют те, кто так или иначе учил, но пользоваться этими знаниями почему-то не может. И мы опять выходим на новый круг “какательного” вопроса.

Что же происходит на самом деле? И как, в конце концов, учить английский язык?

Рынок образовательных услуг по изучению конкретно английского языка страшно перенасыщен предложениями. Они неотличимы. Все методики “уникальные” и “авторские”. Все занятия проходят в “увлекательной”, а то и в “игровой” форме. Мало того, что это изобилие реально сбивает с толку, о чем я уже упомянула выше, оно делает несравненно худшую вещь: укрепляет в потенциальных потребителях иллюзию, что есть какой-то волшебный, наилучший, максимально эффективный способ делать ЭТО! Настолько волшебный, что и делать-то практически ничего не надо! Поэтому когда выясняется, что никакая сила в мире не способна уложить в вашу голову все 200 с лишним неправильных глаголов (включая даже такие извращения, как мнемонические стихи на русском (!) языке), вас начинает точить червь сомнения: а туда ли я отнес свои денежки? Тем ли людям я доверил свое образование? НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ТАК СЛОЖНО (скучно, долго и т.д.)!!! По авторской-то методике в игровой форме!

Клиент начинает дергаться. Здравый смысл вроде бы готов подсказать ему решение, например, такое: список неправильных глаголов – это такая хрень, она учится один раз и навсегда, и точка. Банальным таким путем: списки, карточки, игра в “гармошку”… Но клиент уже не готов к такому повороту событий: как же, он же отравлен иллюзией Уникальной Методики! Неужели, неужели нет какого-нибудь волшебного способа выучить эти треклятые глаголы (времена, инфинитивы, новые слова и т.д.), не уча их? Короче говоря: как учить английский язык?!!!

Я хочу заострить ваше внимание на этом еще раз: вы платите каждый раз, когда начинаете. Разумеется, если вы занимаетесь последовательно, вы платите и на последующих этапах обучения тоже, однако насколько более выгодно, когда один и тот же клиент платит сначала несколько раз за начальный уровень, затем еще несколько раз – за intermediate, затем… Хотя при такой схеме обычно дальше intermediate не продвигается никто. Очередное тестирование в очередной конторе определит вас с грехом пополам в группу, к примеру, pre-intermediate или upper-intermediate, но и то, и другое будет чудовищно субъективным, а также все равно не изменит сути: intermediate. Вы так и будете средненько знать язык, так и не сможете почувствовать ни красоты, ни легкости, ни полета. Английский язык превратится в многолетнюю безвкусную резину, вам будет казаться, что вы безнадежно тупы. Если необходимость выучить эту треклятую тарабарщину все еще будет с вами, ваши отчаянные попытки будут носить еще более хаотичный и быстрый порядок. В таком состоянии вы будете еще более перспективным клиентом на рынке услуг.

Поэтому я поступлю совсем иначе и очень просто. Я СНАЧАЛА дам вам кое-что – совершенно бесплатно и на максимально удобных для вас условиях, и после этого, если мои идеи окажутся вам близки и если вы начнете чувствовать ко мне некоторое доверие, у вас будет возможность поучаствовать в моих платных проектах. Этот блог можно читать с любого места из конца в начало и наоборот, эти тексты всегда находятся и будут находиться в бесплатном открытом доступе, чтобы любой из вас мог обратиться к ним в наилучшее для него время и прочитать ровно столько, сколько захочется, а потом повторить это еще и еще. Кроме того, время от времени я провожу бесплатный вебинар с говорящим названием «Я его учу, а он не учится!», где подробно рассматриваю большинство иллюзий, касающихся процесса изучения языка и способы с ними распрощаться. Что же касается платных проектов, то это, в первую очередь, мой онлайн курс «Карта смыслов в чаще слов», на котором мы учимся видеть язык и процесс его изучения с совершенно неожиданных сторон и закладываем базу для эффективного взаимодействия со всем лексическим материалом (проще говоря, это курс про то, как учить слова), и мои индивидуальные консультации, которые помогают людям трезво оценить их уровень и их реальные перспективы в изучении языка. В работе множество других продуктов: онлайн курсов и оффлайн мероприятий. Я также планирую преподавать непосредственно сам язык в групповом и индивидуальном формате, однако пока что этот вид деятельности поставлен на паузу из-за огромного количества работы, связанной с онлайн мероприятиями.

Цель этого блога – воспитать осознанную аудиторию – потребителя профессиональных услуг (моих и моих уважаемых коллег, потому что далеко не все на этом рынке занимаются исключительно отъемом денег у населения). Мне хотелось бы, чтобы каждый новый студент, вступающий на путь изучения языка, мог внятно формулировать свои задачи, запросы и ожидания от своего преподавателя и от себя, трезво оценивать скорость своего продвижения, нести личную ответственность за свое обучение и прилагать осознанные усилия для своего успеха. Я хочу информированных, зрелых и критически мыслящих студентов. Я хочу прекратить слышать вопрос: “Как выучить английский язык?”

Весь мой проект и есть ответ на вопрос.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.