Хотите отличный пример несоответствия реальности и представлений о ней в языковой теме? Прекрасен он тем, что взят все с той же антверпенской конференции — и, соответственно, в отличие от моих голословных заявлений, подкреплен мониторингом контрольных групп. И подкрепляет мои голословные заявления.

Уважаемая коллега Marie Ploquin из Квебекского университета (Канада) делала любопытный доклад о влиянии самозаписи на мотивацию и уверенность студентов при изучении английского произношения. Из двух групп подопытных студентов одна группа имела возможность при выполнении фонетических упражнений записывать себя, слушать и перезаписывать себя сколько угодно раз, прежде чем отправлять конечный вариант преподавателю. Вторая группа имела возможность только слушать диктора и повторять за ним. Они тоже могли записать сколько угодно дублей, прежде чем отправлять конечный вариант преподавателю, однако при перезаписи они слушали не себя, а диктора. Исследование длилось несколько недель, и пришло к любопытным результатам:

1. Группа, которая записывала и переслушивала себя, в итоге показала результаты НИЧЕМ НЕ ЛУЧШЕ, чем группа, которая возможности к записи не имела, причем и объективно (качество произношения), и субъективно (уверенность произношения).

Мари прокомментировала это так: возможность записывать и перезаписывать затормозила у студентов развитие связки между слухом и речевым аппаратом. Те же, кто себя записывать и слушать не мог, приучились рефлексировать над своим произношением в момент говорения и корректировать себя в процессе, что в итоге и дало более быструю обработку своей же речевой продукции и лучшие результаты.

2. Группа, которая себя записывала, тратила на выполнение заданий приблизительно в 1,75 раза дольше, чем группа, работавшая без записи.

А ТЕПЕРЬ — ВНИМАНИЕ.

Когда первую группу спросили, помогла ли им возможность записывать и слушать себя, они сказали, что ОЧЕНЬ ПОМОГЛА. Когда вторую группу спросили, могла ли бы им помочь такая возможность, если бы она была им предоставлена, они сказали, что ОЧЕНЬ БЫ ПОМОГЛА.

По-моему, это прекрасно. На самом деле, объективно лучше и быстрее — и с точки зрения затраченного на каждое задание времени, и с точки зрения достижения хороших результатов, — БЕЗ ЗАПИСИ И СЛУШАНИЯ СЕБЯ. Но всем, даже тем, кто не пробовал, чудится, что с записью лучше. В итоге бедные преподаватели решили: «Мы-то, конечно, знаем, как лучше, но поскольку 100% студентов пребывает в иллюзиях, то зачем нам эта их anxiety? Пусть делают, как хуже, зато им спокойнее — ну и нам тоже».

Это все, что вам нужно знать о сложных путях методической мысли, а также о том, насколько стоит полагаться на big data — впрочем, об этом без конца твердит любимый мною Rory Sutherland, да только кто ж из наших его слушает. Все ж академики, матитить, куда нам маркетинг.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.