Что еще важно? Не путать насилие с усилием.

Это очень сложно. Насилие и усилие – это фактически одна и та же энергия, которая может быть приложена в одинаковом объеме и через одинаковые действия, но в одном случае являться усилием, а в другом – насилием. Разницу определяет только контекст и ощущения от процесса (если мы имеем в виду приложение этих энергий к живому существу).

Например, есть секс. Он может быть исключительно приятен, желанен, может приносить огромное удовольствие, но для него в общем приходится совершать некоторые усилия в самом широком смысле этого слова. От ухаживаний до чистых сокращений мышц. Однако бывают ситуации, когда абсолютно те же действия той же амплитуды и направленности становятся насилием, и тогда секс становится изнасилованием. Для этого достаточно применить все это в неправильном контексте либо перейти грань ощущений.

Допустим, что с контекстом изначально все в порядке: вы решили заняться английским языком, в ситуации нет двойного дна и скрытых намерений участников, базовая внешняя безопасность имеется. В таком случае для определения границы перехода нам остается единственный ориентир: ощущения. Если не принимать их в расчет в работе с языком или вообще не уметь их распознавать и не иметь привычки соотноситься с самочувствием в каждый момент урока или самостоятельной работы, грань будет пройдена многократно и в результате – стерта. Различать эти два лица одной и той же силы может только тот, кто находится в контакте со своими глубинными ощущениями, умеет регистрировать их и проявлять волю в том, как с ними поступить.

Когда мы говорим о силе воли, мы обычно представляем себе механизм, который заставляет нас делать нежеланное, работать сквозь усталость, проходить трудные участки, преодолевать себя. Но воля не может работать в одну сторону. Если есть воля «туда», должна быть и воля «обратно», то есть в сторону: «Нет, на сегодня достаточно», «Я слишком устал и сейчас я этого делать не буду», «Обстоятельства моей жизни таковы, что мне необходим перерыв в изучении языка» и так далее. Под всеми этими фразами я имею в виду не отлынивание, а ответственное волевое решение: буду или не буду я делать это сегодня? Есть ли у меня достаточное количество ресурсов (сил)?

Если мы видим волю, как универсальный рычаг движения в одну сторону, как механизм, который позволяет, не соотносясь с внутренним центром управления ресурсами, привести себя в боевую готовность вне зависимости от того, что творится у нас в энергетических закромах, мы быстро приходим к истощению. Дальше происходит вот, что: поскольку себя мы не слушаем и ко всему просто прикладываем побольше воли вместо подорожника, то признаки истощения читаются нами как отсутствие или ослабление воли. Мы прилагаем еще усилий. Натянутая до пределов в сторону насильственного «да», сила воли рано или поздно лопается – и человек неминуемо отлетает в угол: «Нет! Английский? Больше! Никогда! Ни за что! Уберите!»

Я не раз уже писала и говорила про фактор посильности задачи, поставленной перед нами на каждом этапе обучения. Если задача была по зубам и нам удалось ее решить, путем приложения к ней некоторых усилий, не перешедших в насилие, мы испытываем естественную радость. Так радуются дети, когда им удается схватить желанный предмет, так радуются школьники, когда у них сходится ответ, так радуются ученые, сделавшие открытие. И интеллектуальная сложность, и эмоциональный накал могут быть разными, но сути дела это не меняет: когда нейронные связи в голове организуются таким образом, чтобы мы смогли решить поставленную перед нами задачу, мы испытываем радость. Именно эта радость в наибольшей степени влияет на долгосрочную способность заниматься, поскольку мотивация, построенная на отложенных целях, часто бросает нас на произвол судьбы и уходит поспать именно тогда, когда кругом ноябрь, тьма, простуды, хляби небесные, дождь, пробки, голод, усталость и отчаяние, а вам надо на урок английского языка.

Если мы постоянно ставим себе непосильные задачи, а потом вдавливаем педаль воли в пол, усилие неизбежно переходит в насилие. Насилие отбирает у нас радость. Мы решаем задачу, доползаем до поставленной цели и втыкаем свой флажок, но сил порадоваться у нас уже нет. И с каждым разом мы все меньше хотим ползти и втыкать.

Научиться слышать телесные и эмоциональные сигналы и своевременно проводить аудит внутренних ресурсов – это сложная задача. Но не делать этого, просто прикладывая побольше воли и сил в одном единственном направлении, грозит тем, что в один прекрасный день вы забросите все свои учебники к едрене фене и отвернетесь лицом к стене, причем надолго. Предшествовать этому будут месяцы тяжелого таскания себя на занятия за поводок. Следовать за этим будут месяцы внутренней грызни и невозможности даже приблизиться к изучаемому предмету.

Имеет смысл задуматься.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.