Смотрю «Apocalypse Now». В оригинале, понятное дело. Без субтитров. Не потому что героизм или репутация, а потому что поленилась включить сначала — ну и ленюсь в общем до конца.
Отчитываюсь: я понимаю примерно 60% речевого наполнения, а для меня это очень низкий процент. Почему так?
Во-первых, в кадре почти все время война, т.е. тупо очень и очень шумно. Все время летят вертолеты, взрываются какие-то мосты и автомобили, бесконечно стреляют автоматы и т.п.
Во-вторых, опять же, война. Это значит, что нормально не разговаривает никто: все орут, чтобы перекричать шум. И тут же, чтобы опять не писать, что, мол, война, дескать: эмоциональное состояние героев совершенно неадекватное, оно трагическое, оно на пределе. Это значит, что орут они не только потому, что шумно, но и потому, что плохо владеют собой. Орут от беспомощности, от ужаса, от боли, от страха — весь спектр. И даже когда не орут, часто говорят сбивчиво, взвинченно, торопливо, не договаривая фраз, хреново произнося слова. Кроме этого, редко бывает такое, чтобы в кадре говорил кто-то один.
Основное население фильма — солдаты и офицеры. Обычные американские мальчики и мужики: черные, белые, образованные, не очень, с кучей акцентов. Эмоциональное состояние, наложенное на изначальную вариативность речевых характеристик дает некислый компот.
Пожалуйста, учитывайте все это, когда вы жалуетесь, что не можете понять речь со слуха. Возраст, количество реплик, темп, эмоциональное состояние говорящих, посторонние шумы, — это все влияет на возможность понять сказанное. Понятно, что учебные записи всего этого лишены, поэтому знаменитый переход из класса в реальную жизнь часто вызывает шок. Но вы ж соотносите: он не потому его вызывает, что на записях говорили «не на том» языке, а потому, что там никто не орал в истерике: «Давай, мочи его скорей, сука ты такая, нам еще до конца реки пилить, не хуй тут рассусоливать!»
При этом я понимаю 100% фильма, т.е. непонимание конкретных реплик вообще ни на что не влияет. Об этом тоже не стоит забывать 🙂
С вами был вестник не всегда очевидного, хоть и вполне вероятного.