По мотивам консультаций — новая волна принесла.
Сидим с клиентом, ищем мотивацию. Исходим из веры в то, что мотивация это должна обязательно быть.
(Очень распространенное верование! Через одного обсуждаем этот вопрос на консультации — и еще через одного именно отсутствие мотивации оказывается причиной, по которой люди отказываются от моей консультации «по крайней мере, пока». Так и пишут, мол, очень надо, но пока не вижу смысла, когда найду запропастившуюся мотивацию — тогда уж точно, сразу к вам. Я мягко намекаю, что обратный порядок действия мог бы сэкономить много ресурса, в том числе, денежного, но не всегда это бывает услышано).
В общем, ищем с фонарем эту мотивацию. А ее там, прямо скажем, негусто: человек бывает за рубежом пару раз в год, на необходимое минимальное общение уровня хватает, на повседневную жизнь клиента знание языка не повлияет никак.
(Консультация — это такой жанр, где я редко учу или информирую. Моя основная задача — дать клиенту сделать собственные выводы, и помочь найти альтернативы. Короче говоря, я жду, пока мы нащупаем главное.)
Но пока — нет. Ищем мотивацию. В качестве последней попытки выбираем известный фокус: изучение языка хорошо тренирует мозг и помогает в борьбе со старческими заболеваниями.
(Что есть, кстати, святая правда).
— Ну, — говорю, — тут все очень просто. Мы все знаем, что нужно есть сельдерей и бегать по утрам, правда?
Смеется.
— И как успехи? — интересуюсь я уже с очевидной иронией.
В общем, обнаружив на месте мотивации зияющую дырку от бублика, мы, слава богу, приблизились к реальным возможностям работы по улучшению уровня языка.
Они лежат не в мотивации, а в рутинах. Мотивация многократно переоценена и растиражированна, потому что это выгодно — и не нам. Первое, что делает человек, охваченный сильной мотивацией, — это идет и тратит деньги на очередной курс. Как он бросает это дело, сколько оплаченных занятий улетят в трубу, как он будет себя чувствовать, когда мотивация прекратит кормить способность совершать действия, а до результатов останутся все те же световые годы, — не волнует совершенно никого. Более того: потерявший мотивацию студент — идеальный кандидат на следующую покупку. Почему?
Потому что мотивацией очень легко управлять извне. Как известно, великий маркетинг не удовлетворяет потребности — они их создает. «Надоело быть позади планеты всей? Хочешь смотреть кино в оригинале? Стыдно не понимать посты международных блогеров, которые обсуждают твои друзья? Хочешь следить за жизнью мировых звезд, но мешает языковой барьер?» — все, мотивация готова, потянулись к кошельку.
Я давно нахожу, что работать куда проще и приятнее БЕЗ морока высоких мотиваций, зато со стабильностью посильных на каждом этапе рутин. Не надо этих рывков и метаний, не надо полета и скорости… Надо точный набор инструментов под точную задачу на каждом этапе пути.
В одиночку, впрочем, отказаться от иглы высоких эмоций и наладить качественный размеренный учебный процесс бывает тяжело.
Но для этого у вас есть я