Я, по-моему, никогда не начинаю свои тексты со слов «Меня часто спрашивают…» (спрашивать меня опасно: мой стиль — не ответы на вопросы, а крушение имевшихся ответов в пользу новых, куда более неудобных вопросов). А вот сегодня напишу. Не про «спрашивают», а «просят».
*влезла на табуреточку
В последнее время накатила волна личных сообщений от представителей разных организаций (от ИП до государственных гигантов) с запросами выступить, провести мастер-класс, лекцию и т.п., а также в целом с предложениями сотрудничества. Наметился паттерн, из которого я извлекаю следующее:
1. В большинстве своем люди не представляют, чем я занимаюсь, в связи с чем их предложения выглядят крайне туманно и быстро скатываются на «объясните чем вы занимаетесь», «расскажите о себе», «давайте созвонимся и все обсудим».
Что читаю я: «нам плевать, чем вы занимаетесь, но мы хотим от вас то, что вы транслируете-излучаете-дарите, когда вы этим занимаетесь, поэтому приходите к нам и позанимайтесь с нами чем угодно, что нам надо – мы возьмем».
Обсуждать тут нечего. Тот товар, который осознанно или неосознанно от меня желается, включен мною в товарно-денежные отношения c очень жесткими принципами, которые в таких коммуникациях нарушаются с порога. Если у вас нет готовой формулировки того, чего вам нужно (от меня или не от меня), занимайтесь анализом своих нужд и называйте вещи своими именами, а потом мы вместе сможем решить, гожусь ли я для выполнения вашей задачи. «Приходите провести МК» — это не ТЗ. Что же касается рассказов про себя, то кто тут к кому пришел, спрашивается.
Чтобы было понятно: это очень похоже на причину, по которой я время от времени испытываю желание прекратить частные консультации либо сильно повысить на них цены (те, кто разбирается в предмете, уже не раз сказали мне, что давно пора). Спустя два года жизни проекта все чаще я ловлю себя на том, что я разговариваю с человеком – и понимаю: это я описывала там-то и там-то, об этом мы много терли в фейсбуке, а на эту тему только что прошло два вебинара по полтора часа каждый. И все это есть в доступе. Я прекрасно понимаю, что у многих людей нет возможности и желания читать весь массив моего, прости Господи, наследия, посещать вебинары, следить за соцсетями, они хотят, чтобы я объяснила все то же самое, но лично им. Хотят личного внимания. В этом нет ничего дурного – я и сама так поступаю. Например, все законодательство находится в абсолютно свободном доступе, можно во всем разобраться, но я предпочту заплатить юристу, который разъяснит нужную мне часть в формате «для чайников» или, по крайней мере, скажет, куда смотреть.
Но мне-то каково повторять одно и то же по пятнадцать раз? Поэтому да, в условиях, когда такой огромный корпус моей работы лежит в сети совершенно бесплатно или за небольшие деньги (например, записи вебинаров), личное внимание начинает стоить очень дорого – раз, и я начинаю еще избирательнее его оказывать – два. В том числе, отказывать в нем совсем, несмотря на любые денежные суммы. Потому что итоговый баланс, выражаемый далеко не только в деньгах, обязан отражать не то, сколько работаю я, а то, сколько могла бы, но не желает самостоятельно поработать другая сторона, имея к тому все возможности и ключи, выданные мною же.
Так и с предложениями о сотрудничестве. Та сторона, которая пришла за каким-то своим интересом, и готовит pitch, та и завоевывает внимание. И для этого, конечно, ей хорошо бы понимать, куда она вперлась и зачем.
2. Фраза – красный маркер: «мне кажется, мы можем быть друг другу полезны».
Тут даже расшифровывать нечего. Я не вступаю в отношения взаимной пользы. Ну не вступаю, другие у меня основания. Я могу вступить в отношения взаимного любопытства, интереса, уважения, веселого распиздяйства, необъяснимого притяжения, очарования, предчувствия волшебства, общности целей, творческого безумия, а если прорастет, то и любви. А вот пользы – нет. Вообще.
Меня невозможно завлечь аудиторией «вообще», меня интересует только целевая. Меня невозможно завлечь деньгами «вообще»: я очень внимательно слежу за тем, каким способом они прибывают, и на «пользе» они прибывают только такой ценой, какой мне того не надо.
3. Чисто количественный показатель. Вам не видно, а мне — да. Это всегда идет волнами, и каждая волна имеет свою окраску. Была волна мамочек, которые хотели меня своим детям и писали «Ну если что-то изменится, вы нам позвоните». Была волна школ, которые хотели меня в методисты. Теперь вы вот. Объединяющая черта — презумпция собственной важности.
Все это очень скучно.
*слезла с табуреточки
А так я очень даже милая. И совершенно не кусаюсь. За хвост и против шерсти не надо, а так – ничего. Свидетели и выжившие могут подтвердить.