Я люблю полемичных комментаторов: они вносят оживление и дают перспективу мыслям. Главное только, не вступать с ними в полемику, потому что идею «мой опыт говорит, что это так» невозможно переспорить никоим образом. Даже аргументом «мой опыт шире». Можно лишь воспользоваться толчком.
Я совершенно не считаю, что все должны учить английский язык. Это позиция массового рынка (пример — реклама «Алибры»: «Английский решает все», КАКАЯ ЧУШЬ). Я широко известна в узких кругах как раз тем, что после моих консультаций многие люди наконец выдыхают многолетнее напряжение вокруг этих неизвестно откуда взявшихся иллюзий и обязательств. Говорят, что их «отпускает». Странно — но спустя некоторое время некоторые из них прекрасным образом возвращаются к языку, просто без гнетущего чувства долженствования, зато с куда большим удовольствием и шансом на успех.
Я совершенно не считаю, что английский нужно учить либо до кристальной правильности, либо до смерти. Черт возьми, у меня есть целый вебинар, посвященный ошибкам! И еще один — аж в двух частях — посвященный сложным чувствам вокруг процесса, включая выученную беспомощность и способы помочь себе в этом болоте (спасибо Elizaveta Musatova за статью, которая дала во мне эти всходы). Я прекрасно понимаю людей, которые хотят обходиться минимумом, который есть в любом разговорнике. И активно борюсь с идеей «весь мир говорит на английском языке» — да вот хоть давеча прекрасные Tatiana Orestova & Tatjana Jartzeva поделились со мной историей бронирования апартаментов во французской глуши: хозяйка отеля, получив от них письмо на французском, написала в ответ, мол, какое счастье, что они владеют этим языком и что ей не надо напрягаться на чертовом английском! А ведь человек, меж тем, занимается отельным бизнесом, т.е. как бы его финансовый поток напрямую зависит от этого напряжения с «чертовым английским». И вот вам, пожалуйста: не любит, не хочет, и, видимо, не слишком знает. И ничего!
То есть подозревать меня в насаждении английского в каждую садовую голову не приходится. Не про то я. И курсы все мои сложные, широкие и глубокие — НЕ ПРО ТО.
А вот от чего я взвиваюсь, как костер, про что ехидствую, скрывая искреннюю боль, которая отличает человека, преданного делу своей жизни, — так это от невежества, подмены понятий, ограниченного видения, отрицания или обесценивания чувств и опыта других людей, и тому подобных глу-по-стей. Одно дело, честно заявить: «Не хочу учить все временные формы, хочу понимать примерно, изъясняться примитивно», — я только за. Во всех классах английского языка будет существенно легче дышать, если каждый будет четко понимать цели и видеть границы. Совсем другое — вот эти песни: «Да зачем там это все нужно, никто это не использует, все можно отлично сказать на 5-6 формах», «Английский язык вообще очень примитивен», «Вся эта муть — только для упоротых», «Меня учили без всего этого — прекрасно справляюсь, и вам тоже на хрен не надо», «Не получается — значит, плохо учишь», «Если есть голова на плечах — выучишь», «Да чего там учить вообще?», «Надо просто сериалы смотреть», «Надо просто поехать в Британию», «Мой опыт говорит о том, что все очень просто, а если вам сложно — хм, вероятно, вы идиот» — и вот эту всю ХРЕНЬ.
Отдельно хочется уже высказаться про позицию: «меня понимают», «вас поймут», «главное — чтоб поняли» как центральную идею мероприятия по изучению иностранного языка. (Я не имею в виду честный восторг нормального изучающего, я имею в виду именно воинствующее: «Тут я знать не знаю и знать не хочу, и так как-нибудь поймут»). Это инфантильная позиция человека с плохо развитой перспективой второго лица, т.е. с неумением находиться в подлинном контакте и в подлинном общении с осознанием полноправного присутствия в нем другого человека. Изучение иностранного языка с подразумеваемой целью именно ГОВОРИТЬ, выражать СЕБЯ, вешать это несовершенно выраженное «я» собеседникам на уши без возможности адекватно воспринимать ответы — это как раз такой детский сад. Главное, чтобы МЕНЯ, золотого и прекрасного МЕНЯ все вокруг поняли и сделали, что я хочу. «Мама, я покакал». Полное непонимание того, что вы с этим незрелым «я» и незрелыми способами его выражения впираетесь на чужую территорию, не демонстрируя при этом никакого уважения и никакой готовности воспринимать вторую сторону, потому что вам нечем. Вы правда полагаете при этом, что участвуете в равноценном разговоре? Вам не приходит в голову, что вторая сторона, мягко говоря, от вас ПРЕТЕРПЕВАЕТ? И, возможно, мечтает улизнуть куда-нибудь подальше?
Я с этим не работаю.
Это не вопрос английского языка, это вопрос экологии выражения личных мнений и понимания своего места. Особенно на чужой странице. Особенно на странице эксперта в области, о которой у вас есть только пользовательские, частные, узкие представления.
Моя аудитория — это люди, которые хотят вступать с языком в личные и значимые отношения. Постигать его красоту, сохраняя при этом собственное равновесие. Люди, которые готовы не только влиять на него и совершать с ним какие-то действия, но и позволить ему влиять на них, совершать действия с ними. Изучение языка — это расширение сознания и картины мира, а этот процесс не всегда проходит гладко. Но результат поистине ошеломляет. Тот результат, который не виден и не представим в точке начала, а иногда и середины.
Люди, которые кастрируют язык так, чтобы он влез в картину мира, уже существующую в их голове, подите отсюда. Ценность ваших мнений не нулевая — она отрицательная. Не хочу вас, вы делаете мне нехорошо, некрасиво и больно.