В это первое постберлинское утро хочу сказать следующее.

1. Очень много добавилось и подписалось за последнее время, я еще не успела толком рассмотреть заявки, но все будет. Я понимаю, что многие откликнулись на какие-то социально-культурные темы, в которые меня увело в последнее время, и в связи с этим хочу на всякий случай сообщить, что:

Я лингвист, переводчик с английского языка и преподаватель его же, и пишу в основном про язык, его изучение и обучение ему. И в ближайшее время планирую вернуться к своим прямым обязанностям. Конечно, я иногда пишу на другие темы, включая всякую смешную бытовуху, но основное — это моя работа, которую я очень люблю.

2. Я много пишу про то, как учить язык, и реже про то, зачем это вообще делать, хотя вопрос этот куда важнее и часто отменяет вопрос «как» (если незачем). Многим своим клиентам я помогла принять решение отказаться от обучения, и они были благодарны мне за это облегчение.

Но что-то сильно поколебалось и расширилось внутри меня в Берлине. Этот город предсказуемо поднимает темы национального превосходства, ограниченного мышления, неприятия инаковости — и всего, к чему это может привести. Сквозь привычные мне вопросы «зачем вообще изучать тот или иной язык» проступил самый важный ответ, про который мы как-то забыли среди общей занятости. Включая меня, что не очень мне простительно.

Изучение иностранного языка — прекрасный способ расширить картину мира и развить способность к контакту с другим типом мышления, другой культурой, другими национальностями и другими кодами. Это прекрасный способ, сохраняя свою национальную идентичность, приумножить ее, обогатить и раскрасить за счет еще одной национальной идентичности, и ощутить человеческую общность сквозь различия.

Нет ничего плохого в том, чтобы учить язык с пользовательскими целями, и я всегда за то, чтобы их прояснять и сужать, особенно если занятия языком даются тяжело. Я по-прежнему за прекращение занятий, если они даются чрезмерно тяжело.

Просто этот финал не обязательно должен быть последним — он может быть и паузой. Ведь тяжесть чаще всего возникает от давления, будь то снаружи или изнутри (т.е. вокруг все давят «учи», либо изнутри человек решил, что учить совершенно необходимо и без этого никак). Если это давление снять, хорошенько отдохнуть, и просто подождать, внутри может родиться совсем другая мотивация.

Очень хочется, чтобы языки учили для удовольствия, развития, предотвращения старческой деградации мозга, для приобщения к другим странам и культурам. Очень хочется, чтобы в процессе изучения люди позволяли не только себе влиять на материал (фокус «я понимаю», «я усваиваю», «я запоминаю», «я могу»), но и материалу — на себя (фокус «как метко! по-русски так не скажешь», «надо же, как у них интересно», «мне никогда бы не пришло в голову так сказать», «это типично английская (французская, испанская, турецкая) идея».

Давайте же учить языки 


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.