В попытках выучить язык большинство студентов озабочены поиском «своего» преподавателя. Сколько раз мы обсуждали эту тему на консультациях! Сколько раз ко мне обращались с просьбами: «Порекомендуйте кого-нибудь», «Посоветуйте, как найти». Сколько раз я слышала и читала запросы: «Вот бы кого-то такого же – но только с немецким (словацким, норвежским, португальским, корейским)!»

Желание найти идеального тренера или учителя очень понятно и закономерно. Свою уязвимость, неловкость, несовершенство и другие чувства и качества хочется доверять только людям профессиональным и чутким. Искать такого человека сложно, найти – большая удача, расставаться тяжело, каждый новый поиск грозит разочарованиями.

Проблема в том, что это желание неосуществимо примерно никогда. Понятно, что среди профессионалов любого дела существует шкала от некомпетентных солдафонов до ангелоподобных гениев, причем с очень дробной градацией. Однако пройти путь ученичества в чем-либо, попав в руки к одному-единственному и совершенно золотому тренеру, на самом деле, не получается ни у кого и ни в одной области. Для этого есть масса простых причин: переехали, бросили заниматься, стало дорого, изменились жизненные приоритеты, выросли и настало время искать другого преподавателя. Но может случиться и такое, что преподаватель нравится / не нравится только потому, что у вас слишком мало опыта работы с разными людьми в этой роли и вам просто не с чем сравнить. То есть вы просто не знаете золотых стандартов и широких возможностей этого вида деятельности, поэтому вам кажется, что все хорошо. Или плохо.

Сейчас я занимаюсь с пятью разными тренерами по разными физическим дисциплинам и еще есть двое, кто работает с моим телом тогда, когда с ним не работаю я (массаж, мягкие телесные практики). Они все прекрасны. В каждом из них – точнее, в нашем с ними взаимодействии – всегда есть вещи, которые меня не устраивают, а то и бесят, но это не мешает мне говорить с полной ответственностью, что они прекрасны. Абсолютно, тотально прекрасны. Вы думаете, это мне так феноменально везет? Или у меня очки розового цвета? Нет. Это опыт, умение быстро взвесить «за» и «против», умение принимать тренера таким, какой он есть, в сочетании с четким пониманием, как именно я хочу, чтобы со мной обращались, а также выработанное годами умение давать обратную связь так, чтобы меня слышали, видели и учитывали.

Такие умения не приходят ни от взаимодействия с ангелами, ни от активного их поиска. Такие умения приходят от многочисленных попаданий в самые разные руки, и от сравнения внутренних ощущений и чувств в процессе взаимодействия и после него. Я знаю, что я хочу чувствовать внутри себя при взаимодействии с тренером во всех точках: инструктаж, коррекция моих действий, моменты, когда «получается», моменты, когда «не получается», похвала, поддержка, ободрение, недовольство, постановка фокуса внимания, корректировка хода занятия по результатам моей обратной связи, реакция на сообщения о моем самочувствии и так далее. У меня есть четкий образ того, какими я хочу видеть все эти моменты. Четкий – но не узкий. Это означает, что разные тренеры могут делать все по-разному (они тоже люди), но я знаю, что я в безопасности до тех пор, пока я чувствую границы и могу их защитить. Не до тех пор, пока тренер их случайно не перейдет – нет. До тех пор, пока я могу их защитить. Дальше все очень просто: если тренер перейдет их еще раз или скажет, что не имеет других средств взаимодействия, кроме как систематически их переходить, мы расстанемся, если он примет во внимание мой красный флажок, мы сможем продолжить эффективное сотрудничество.

В своей профессиональной области я все чаще вижу, что видение процесса как единого мероприятия под названием “выучить английский язык”, равно как и поиск единственного исполнителя под эту задачу, устаревает стремительно. Разнообразие студенческих запросов + разнообразие узких и средней ширины специализаций, которые возможны в нашем профессиональном поле, говорят о том, что куда разумнее задачу сужать. И заниматься с разными преподавателями разными точками фокуса — во всяком случае, с уровня Intermediate точно. Это более оправдано со всех точек зрения: экономической, психологической, методической.

Во-первых, такое видение помогает снизить ожидания от каждого отдельного тренера, курса или методики, и позволяет увидеть и взять то лучшее, что там есть. Нет ощущения, что с этим человеком вы теперь связаны надолго и должны постоянно решать: подходит вам это глобально — или нет. (Опять же, давайте договоримся, что мы не берем случаи откровенного хамства, некомпетентности и тому подобные вещи). Если у вас есть альтернативы в поле (или хотя бы сама идея альтернатив), вы можете спокойно замечать: вот ЭТА часть работы подходит, а вот ЭТА — нет; вот ЭТО мне дается тяжело, но я начинаю понимать, почему и как это все-таки надо делать, а вот ЭТО мне дается привычно легко, но не ведет к нужному для меня результату, поэтому я пересмотрю свои действия.

Во-вторых, у вас нарабатывается собственный инструментарий, а вместе с ним — автономность и способность влиять на любых последующих преподавателей, которые возьмутся с вами работать. Вы все меньше склонны заниматься хаотично, то начиная, то забрасывая, обрастая приложениями, книжками, подкастами и подписками, из которых всегда сделано по десятку упражнений или прочитано по три-четыре первых главы. У вас появляются критерии для подбора заданий и выполнения их. Ни один, даже самый золотой преподаватель, не будет владеть всеми технологиями работы, которые есть сейчас на рынке. Для освоения одного технического функционала хороших сайтов и программ требуется время, которое не у каждого учителя есть. Поэтому вам пойдет только на пользу, если у одного преподавателя вы научитесь пользоваться хорошими онлайн словарями, у другого познакомитесь сайтами, где можно делать поиск по цитатам из фильмов и проигрывать их на слух, у третьего будете публиковать письменные работы и давать обратную связь на работы своих коллег, у четвертого откроете для себя возможность слушать аудиозаписи на сниженной скорости, анализируя изменения произношения в потоке речи.

В третьих, вы получаете гораздо более вариативное представление о себе в контексте изучения и использования языка. Может быть, вам так комфортно с каким-то конкретным преподавателем не потому, что он такой золотой, а потому что он просто не ставит вам сообразных вашим целям и вашему потенциалу задач? Может быть, вы проведете с ним в комфорте и мнимом прогрессе пару безмятежных лет, после чего окажетесь в феерическом ступоре где-нибудь на международном конгрессе или на пляже в Майами? У вас должна быть карта ваших сильных мест и дефицитов, у вас всегда должно быть ощущение, чего ждать ОТ СЕБЯ и своей нервной системы. У вас должны быть максимально адекватные представления о том, чего ждать ВНЕ рамок учебного класса, иначе неприятные сюрпризы неизбежны. Чем больше чувств вы испытаете при помощи разных учителей, работающих в разных подходах, методиках, условиях, тем лучше вы познакомитесь с собой и собственными непроизвольными реакциями, тем лучше научитесь ими управлять.

(На всякий случай, в миллионный раз проговорю: дожить до стадии, когда этих реакций вдруг не будет и управлять ими будет не нужно, лично мне за 38 лет изучения английского языка не удалось. You should really manage your expectations here.)

Я давно отошла от преподавания языка в классическом смысле этого слова. Не потому, что это не имеет смысла — а потому, что это неинтересно лично мне как профессионалу, не подходит по темпераменту и не будет давать хорошего результата моим студентам.

Зато у меня есть краткосрочные курсы ? И они делают все то, что я описала выше. На моих курсах вы получаете возможность познакомиться с материалами и технологиями работы, с которыми, возможно, не соприкасались ранее, а также компетентную обратную связь на свои действия. Вы формируете важный кусочек большого паззла по изучению языка и себя в нем. Приобретаете свежий взгляд и несколько новых фундаментальных навыков. Настраиваете оптику и другие инструменты. Тренируете фокус и выносливость. У вас появляется возможность сделать привычное необычным способом — и кайфануть от процесса.

Так для многих мой курс-блокбастер “На все 4 стороны!” оказывается революционным в плане построения дальнейшей работы в языке (самостоятельной или под руководством профессионалов). Что-то нравится, что-то бесит, что-то подходит, что-то нет. Но мы затем и встречаемся всего на один месяц, чтобы лучше почувствовать процесс и себя в нем, а не затем, чтобы просто еще как-нибудь поучить английский. Я не учу языку. Я учу тому, как его учить.

Если все это вам отзывается — пусть даже смутно, пусть без осознания четких целей — добро пожаловать — на этот и  на другие курсы. Будем вместе заниматься — не только языком, но и вашим отражением в нем. Нас ждет много интересного!


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.