Несколько лет назад одна клиентка на консультации спросила, откуда брать для изучения разговорную речь. Ее личный опыт жизни в англоязычной стране привел ее к фантастическому выводу (к которому рано или поздно приходят абсолютно все, кто пытается реализовать наработанные немалым трудом знания языка в условиях реального неформального общения с носителями): нет в природе того студента, который бы выучил язык вне среды настолько хорошо, чтобы потом в этой среде управляться с той эффективностью, которую рисовал себе в голове.

Всегда есть зазор, всегда. Размер его — интересная тема, но не сегодня.

Встает вопрос: где брать новые дрожжи? Ну чтобы продолжить рост, развитие и достижение коммуникативного успеха, ради которого все это затевалось изначально. Ответ: а нигде. Нет таких источников, нет таких специалистов, никто этому не учит. Причем весь ужас своего положения клиентка благополучно осознала без меня — правда, облекла это во фразу типа: «Хоть бери диктофон и садись в кафе, записывай за ними!»

Но ежику понятно, что это утопия: во-первых, неэтично, во-вторых, дико затратно, потому что это ж сколько надо сидеть, чтобы высидеть действительно показательные разговоры, из которых можно выудить что-то приемлемое для себя.

До третьего пункта ее мысль не дошла, но я легко ее добавлю. Из чисто лингвистического исследования (которому, к слову, никто никого специально не учил, как мы понимаем, т.е. как использовать добытый материал — это отдельная и совершенно неизвестная величина этой хромой формулы), эта история быстро приобретает черты исследования социо-лингвистического или социо-культурного.
Как минимум, потому что: хотим ли мы исследовать разговорный язык 17-летних студенток колледжа? команды чирлидеров? участников биологической олимпиады «Червь 2018» среди школьников? 65-летних домохозяек среднего класса? нянь богатого этнического разнообразия? безработных дам — членов родительского комитета элитной школы? политически активных членов дискуссионного клуба «Наше оружие — слово»? Как понять, что из того, что говорят эти люди между собой в кафе, сгодится мне, 40-летней эмигрантке с таким-то и таким-то бэкграундом, для целей налаживания отношений на рабочем месте в университетской библиотеке?
…читаю книгу по анализу разговорной речи, в частности — главу о том, откуда брать материал для анализа. По меткому выражению автора — весь смысл наблюдения за живой разговорной речью состоит в том, что мы хотим наблюдать за тем, как говорят люди, которые не являются объектами наблюдения и не ведут себя как таковые. И если, допустим, мы коллективно насрем на этику и решим, что для личного пользования это окей записывать разговоры других людей (это НЕ окей, но сейчас о другом), мы все равно: а) замучаемся с технической стороной вопроса; б) замучаемся с тем, что нам потом с этой собранной информацией делать.
Короче говоря, на пороге большого — но очень медленного прорыва, я решила испортить вам субботнее утро следующими тухлыми заявлениями:

— настоящей разговорной речи, принятой в большинстве неформальных сеттингах, невозможно обучиться в рамках обычного изучения языка;

— этот материал в силу своего характера практически не может быть эффективно введен в учебный курс: он слишком зависит от социо-культурного контекста, который нереально отразить на бумаге в письменном виде;

— можно научиться пылесосить этот материал из среды, но для этого:
а) нужно набрать достаточно охренительный пул языковых единиц, причем сделать это вполне классическими методами, осознавая на каждом этапе их несовершенство и ограниченность и ежедневно выдергивая из башки иллюзии, про то, что пересказ текста или разговорная практика на уроке напрямую приведут вас к экспертной коммуникации на изучаемом языке;
б) нужно растянуть и натренировать свой объем внимания так, чтобы пуспевать мониторить не только контент, но и конструктор, который этот контент создает;
в) нужно научиться специальным методам сбора и анализа разговорного материала, который пока не научились толком собирать и обрабатывать даже передовики методической мысли со специальным образованием (а если немножко научились, то еще не прикрутили к этому умению такой движок, чтобы научить следом обычных людей, не знающих толком, чем «дискурс» отличается от «диалога»).

У меня, конечно, есть идеи, где набраться ̶э̶т̶о̶й̶ ̶п̶о̶ш̶л̶о̶с̶т̶и̶,̶ ̶Л̶ю̶д̶м̶и̶л̶а̶ ̶П̶р̶о̶к̶о̶ф̶ь̶е̶в̶н̶а̶,̶ образцов разговорной речи в более удобных вариантах, нежели подслушивание случайных собеседников в кафе, но это до фига как сложно делать. Я знаю, потому что я-то пробовала. Я только этим, черт подери, последние года 2 и занимаюсь — и только на этом материале и хочу работать дальше.

Но знали бы вы эти иголочки и видели бы вы эти стога…


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.