Я давно и четко вижу, что для большинства из вас перестали подходить форматы длительного обучения с неясными этапами и необозначенным концом. Вы заняты на основной работе, у вас семья и хобби, вы совершенно не хотите тратить полжизни на то, чтобы приобрести еще один рутинный навык, который просто нужен, чтобы делать свою работу чуть лучше, или получать за нее чуть больше, или делать ее в более благоприятных условиях, например.

Вы не готовы выделять неограниченные ресурсы под неструктурированные цели, не готовы просто доверять преподавателю и идти за ним. Вы даже не готовы следовать железной, казалось бы, логике «от простого – к сложному», и это вымораживает добрую половину преподавательского состава планеты – но что поделать?
По-другому уже не бывает у тех, кого жизнь не раз и не два поставила в ситуацию, которая значительно превышала их знания и умения, а они все равно выплыли, потому что иначе было никак нельзя. И да, логика говорит нам о том, что на уровне знаний А2 не надо хвататься за подкасты и сериалы с аутентичным речевым потоком, но вы все равно хватаетесь, и что-то понимаете, и что-то набираете, и гордитесь этим, и я так скажу – правильно делаете (по крайней мере, в той части, которая касается гордости за себя)

Реальность отвечает на эти запросы. За последние 10-15 лет произошло огромное насыщение рынка всевозможными решениями в сфере изучения английского языка, и мы хорошо знаем, что не все из них хороши (или даже приемлемы). Огромную часть составляют отдельные гуру, авторы индивидуальных методик и методов, основатели школ, которые идут по пути индивидуализации, уникальности, эксклюзивности и личного бренда. Противоположность этому – массовые продукты, которые упирают на доступность, дешевизну, легкость, популярность: это приложения, онлайн-платформы, всякие оптимизированные и стандартизированные варианты обучения, где преподаватель служит только для консультации и направления, а основную работу студенты делают сами в отдельно созданных для этого форматах. Помимо всего этого, существует действительно много полезных и прекрасных разработок, сделанных настоящими профессионалами своего дела.

Я хочу поговорить про последние – и только про последние. Про всякие безобразия я уже писала, и много, и я устала, меня они больше не зажигают и не возмущают. Да, кто-то делает хуйню и получает за это колоссальные деньги. Да, потребитель не всегда в состоянии отличить хуйню от хорошей работы, поэтому бедный потребитель, заплативший не тем и не туда, и бедные настоящие профессионалы, недополучившие прибыль, потому что массовый потребитель не разбирается, а шарлатаны, творящие хуйню, этим пользуются. Бла-бла-бла, nothing new under the sun, давайте все коллективно уймемся на эту тему.

Я хочу про другое. Вы покупаете продукт – хороший продукт! – у меня или у моих глубоко уважаемых коллег. В описании продукта, как правило, указано, что мы делаем, сколько по времени это занимает, сколько это стоит, с чем имеет смысл в это поле входить и с чем (приблизительно) мы отсюда выйдем по итогу. Мы на каждом заборе вешаем по три предупредительных знака о том, что за месяц или за три – сколько там длится наш курс или любой другой формат обучения, невозможно получить три вагона, можно только маленькую тележку. Она будет выглядеть примерно вот так. В ней – если слушатель не растеряет по дороге важных запчастей – будет примерно вот это, вон то и, может быть, еще немножечко вот этого.

Вы на все это соглашаетесь, причем не только в виде формального подписания оферты и оплаты – нет, я вижу и верю, что вы на все это соглашаетесь в душе, со всей ответственностью. Вы знаете, что за месяц или даже три невозможно достичь многого – нет, только пощупать, заложить основы на будущее, разрешить какую-то локальную задачу, получить в руки методы и технологии, с которыми будет легче дальше идти еще несколько долгих лет.

Тем не менее, в конце каждого курса я встречаюсь с явным или скрытым разочарованием – причем не столько даже от курса или от ведущего, сколько от себя. «Я думал, я пойму больше», «Вот все закончилось, а я как не пользовался Present Perfect в речи – так и не пользуюсь», «Что это вообще было, ради чего мы все это вообще предпринимали?», «Я получил дикий кайф от заданий, я хочу делать такое еще, но с точки зрения пользы я не особо вижу, чтобы что-то поменялось», «Я очень много получил, но встает вопрос, как это все уложить теперь в голове, как не забыть». Возникает какая-то растерянность, даже я бы сказала потерянность. Не то чтобы вас кто-то обманул – и вы это видите: если почитать описание курса, который вы покупали, в большинстве случаев окажется, что вы получили ровно то, что было заявлено. Не то чтобы вы недовольны проделанной работой или вообще чем-то, что можно было бы конкретно назвать, указать. Но – как это ни парадоксально – я постоянно угадываю это смутное ощущение: люди ожидали большего.

Абстрактно все понимают, что от коротких форматов невозможно получить тех же ощущений и результатов, что от длинных. На практике – ни фига: эти ожидания – они и есть ожидания от длинных форматов, но за короткий срок. Нет внутренней корректировки, не происходит она. На самом деле, это и есть — хочу, как за три года, но — за три месяца, и хоть ты тресни.

Это не значит, что всем надлежит вернуться к методам обучения, когда студент приходил к учителю и работал с ним лет 5, после чего в окрепшем и подросшем состоянии впервые встречался с непосредственной необходимостью свои знания употребить и умения продемонстрировать. Нет, эта схема по-прежнему off the table для большинства из вас. Это значит, что здоровый срок интеграции всех полученных вами тем или иным путем знаний и умений остался приблизительно неизменным, и к этому нужно внутренне адаптироваться, взять на себя этот адаптационный труд.

И нет, вы просто не замечаете и не заметите, как и когда что связывается у вас в голове воедино, но если вы продолжите набирать знания тем или иным образом более или менее постоянно, оно начнет. Связываться. Начнет. Никуда не денется. (Если не начинает после лет 2-3-5, это повод остановиться и сделать аудит происходящего, это ко мне на консультацию, пожалуйста, всегда двери открыты).

Но, ради бога, переставайте после каждого краткосрочного набега на язык ожидать ясности, уложенности, ощущения «так, с этим мы разобрались до конца, можно двигаться дальше». Нет. Считайте, что вы просто дробите огромный путь в несколько лет на короткие отрезки, узкие задачи, разных исполнителей. Но никто из них не обязан – и не сможет! – обеспечить вам ваши “aha-moments” согласно вашим ожиданиям или внутреннему негласному расписанию, в котором у вас четко значится, что после месяца ковыряния в пассивном залоге он обязан отскакивать у вас от зубов. Они произойдут, эти “aha-moments”, но только по своему, тайному расписанию и по совершенно непрямым траекториям – настолько непрямым, что порой случайный Джон получит всю благодарность за то, над чем когда-то знатно потрудилась Валентина Ивановна Жамкина, но ни вы, ни Джон, ни уж тем более Валентина Ивановна, никогда об этом не узнаете.

Manage your expectations, господа. Если вы приходите заниматься на короткий интенсив или среднесрочную программу к качественному преподавателю, результаты и отголоски проделанной работы будут с вами еще долгие, долгие месяцы, а по-хорошему – годы, но иногда в те моменты, когда можно было бы заметить и осознать их присутствие, некому будет обратить на это ваше внимание (если вы сами не обратите, а вы — не факт, что заметите).

Вы практически никогда сразу не поймете и не увидите, что вы сделали, что получили в итоге. Но потом, спустя полгода, возможно, вы случайно поймаете себя на том, что, глядя в сериал, вы про себя проходите тот порядок рассуждений, которому научил вас конкретный преподаватель. Или ищите в интернете информацию так, как вы делали на таком-то курсе. Или замечаете характерные черты произношения вроде бы сами по себе, хотя точно знаете, что полгода назад еще ничего такого не замечали и вычленить не могли.

Не ищите результатов своей и нашей работы там, где вы их ищете (а главное – не ищите их ТОГДА, когда вы пытаетесь их обнаружить, т.е. сразу после). Дайте им прорасти. Тогда, глядишь, следующий курс у того же или другого хорошего преподавателя покажется вам хорошим вложением средств еще даже до того, как будет объявлен набор.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.