Вообще откуда растут ноги про раннее обучение?

Элементарное рассуждение на эту тему выглядит так: у всех нас есть опыт постижения родного языка, все делают это в раннем возрасте и связывают этот опыт с ранним возрастом. Многие знают о существовании билингв и трилингв, которые параллельно осваивают два и три языка за то же время и с тем же нулевым напряжением, что обычные люди — один. Ежу понятно, что ранний возраст более восприимчив к языкам, чем любой другой.

Это чистая и святая правда, которая согласуется со здравым смыслом и личным опытом КАЖДОГО человека на Земле.

Есть цепочка рассуждений посложнее: «возраст» — это фактически набор физиологических и психологических механизмов (присущих возрасту), которые это изучение обеспечивают. В мире бывают ведь не только билингвы, но и дети-маугли. Менее экстремальный пример: люди, которые в детстве жили с родителями в одной стране, а потом переехали в другую – и первый язык частично или полностью потеряли. Язык не возникает в жизни человека ниоткуда и не остается в ней навсегда сам по себе.

Один из механизмов, обеспечивающих раннее обучение (языку и не только) – импринтинг – самый лакомый, потому что со временем он отмирает, и способности, открытые ребенку, благодаря ему, закрываются. Отсюда возникает такая «срочность», такая страсть: начать как можно раньше, впихнуть как можно больше, схватить, успеть!

На ранний старт возлагаются огромные надежды. Много шуму, например, наделала книга «После трех уже поздно», вся суть которой, в общем-то и сводится к названию. Начинайте загружать своих детей, как можно раньше, всем, чем хотите, и дальше все, что вы посеяли в этом нежном возрасте, приживется куда легче и разовьется куда краше, чем все, что вы, растяпы и ленивцы, попытались начать в 5 или, допустим, в 10 ребенкиных лет. Книга была написана аж в 1971 году (и с тех пор многое изменилось в изучении психологии и нейрофизиологии), автор ее никакого отношения к педагогике или психологии не имеет (Масару Ибука – инженер, основатель компании Sony), но почему-то это никого не смущает. Уж очень сладкой казалась идея «правильного» начала, после которого все полетит «само».

Не полетит. Природа неслучайно заложила этапы роста и развития человеческого мозга таким образом, чтобы на каждом из них решались важнейшие задачи, которые становятся основой будущего благополучия личности. И благополучие это совсем не измеряется игрой на скрипке, вычислением интегралов в уме, свободной речью на нескольких языках. Оно измеряется здоровьем, реализованностью, востребованностью, эмоциональной устойчивостью, готовностью к жизненным испытаниям, социальной интеграцией, прочностью и долговечностью личных отношений. В сутках по-прежнему 24 часа, и если мы чрезмерно усердствуем в доктрине «успеть побольше, пока не захлопнулось окно возможностей», мы неизбежно отнимаем время от важнейших, хоть и не всегда видимых вещей, которые должны состояться в этот период развития.

Видимы они становятся, к сожалению, тогда, когда их не обнаруживается там, где они должны были возникнуть к определенному возрасту.

Импринтинг – механизм хороший, годный, но, слава богу, не единственный. На вебинаре мы рассмотрим, кроме него, еще два. Один помогает прожить детство так, чтобы потом всю жизнь обучаться всему, чему угодно, в любом возрасте. Другой отвечает за безопасность и благополучие в любой ситуации – не только учебной, но и той, в которой приходит пора демонстрировать приобретенные знания и навыки.

 

Вебинар уже прошел, но его можно купить в записи вот здесь: http://howtoknowhow.ru/products/ostorozhno-deti/

И – да, самое важное. Вообще-то никогда не поздно  


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.