Летнюю школу Elephant Summer School я, конечно, выбирала по совокупности факторов.
Но последним аргументом стала только одна составляющая, даже еще проще – одно имя.
Метка и знак качества:
— то, что организаторы в принципе включают такую затею в программу;
— то, что на эту затею они зовут Андрияшкина (а он, лауреат «Золотой маски», между прочим, соглашается).
Я знаю этого тренера 10 лет, бываю у него редко, последний перерыв составил, наверное, лет 6, но я точно знаю, на что можно рассчитывать в Сашином классе – и никогда не ошибаюсь.
Когда мы познакомились, я была письменным переводчиком и ни о каком преподавании не думала. С людьми не взаимодействовала – ни лично, ни через интернет, только с кураторами заказчиков. Ничего не продавала, вирусных текстов не писала, не говоря уже о взаимодействии с публикой на любом уровне. Зато я порядочно занималась телесными практиками, танцами и всяким «умным» движением. У Саши на классе, например, могла выйти в составе случайной группы из 4 человек и сделать спонтанный синхронизированный перфоманс. В мои задачи входило: не договариваясь, выйти на «сцену» синхронно с партнерами, удержать внимание зрителей (остальная часть группы) и зрительный контакт с ними, сделать движения или сказать слова, которые будут согласованы с действиями других участников группы, дождаться завершения всех танцевальных фраз и синхронно уйти со сцены. Если вы думаете, что это просто – попробуйте хотя бы одно действие: встать перед любым человеком и 30 секунд смотреть ему в глаза, не отрываясь. Я гарантирую, что ваш мозг взорвется от идиотских вопросов, типа: «Как стоять? Как дышать? Как глотать?» Как минимум, у вас потекут слезы и вы начнете переминаться с ноги на ногу, а, возможно – о, ужас! – даже почешете нос. И в этот момент нужно вспомнить, что когда вы на сцене, каждое ваше действие – это высказывание, которое либо двигает вперед действие, либо нет, либо поддерживает связь с залом, либо нет. Почесал нос просто так? Провалил перфоманс. Прежде чем успешно осуществить такой мини-перфоманс, мы дня 4 работали над вниманием, телесным языком, взаимодействием с пространством, партнерами и зрителями.
(Пока писала, вспомнила: у Саши есть отличительная черта – безумное музыкальное сопровождение мастер-классов. «Безумное» — это когда после необременительной лаунж-композиции может включиться бормотание Мамонова, которое сменится экспериментальным рэпом, и дальше – что угодно от «Полета Валькирий» до «Белых роз». В процессе нашего перфоманса i-pod выдал речь Владимира Ильича Ленина на конференции РКП(б) 1920 года. Попробуйте не сбиться и не расколоться на сцене, когда тишину зала без предупреждения прорезает характерное потрескивание и текст про электрификацию всей страны. Если у вас возникают вопросы, зачем такие практики могут понадобиться учителям, просто вспомните, как ведет себя обычный класс, как тяжело в нем собирать иногда внимание, как трудно не расплескаться самому по углам, попав под бомбардировку неожиданных импульсов).
Это теперь я такая умная и пишу тексты про разные типы внимания, СДВГ, скуку, падение мотивации, и выглядит это так, будто я начиталась узко-специальных книг. Я, конечно, начиталась. Но это было сильно после того, как я получила опыт управления вниманием – своим и аудитории – через собственное тело. Это вообще другое качество проживания жизни, в том числе и процесса обучения.
Так получилось, что Сашин класс на Elephant School стал завершением дня, когда моя группа разбирала вопросы речевой деятельности, речевого дискурса и речевых актов. Мы исследовали успешную вербальную коммуникацию и необходимые для этого компетенции. Если коротко – их четыре, и знание языка (лингвистическая компетенция) – всего лишь одна из них. На этом классе интуитивное понимание того, что для успешного общения знать язык нужно не так, как его описывают в учебниках, получило в моей голове грамотные формулировки для объяснения того – а что же все-таки необходимо.
Я знаю два примера самой успешной языковой реализации при ограниченной языковой компетенции. В обоих случаях при помощи английского языка были достигнуты самые амбициозные профессиональные цели – да так, что люди при этом еще и становились счастливыми, реализованными, а также были приняты в огромные международные профессиональные и дружеские сообщества.
В обоих случаях героини не учили язык специально для этого и сами знают, что не всегда говорят правильно. Но это не становится стеной, за которой не видно пути.
Одна – тренер высочайшего класса, без конца берет и дает мастер-классы по всему миру, имеет множество международных сертификатов в своей области. Вся учеба была пройдена на английском языке, все экзамены сдавались на нем же, мастер-классы даются на нем же, и это фактически постоянные публичные выступления на языке перед группой людей. Никакого страха, никаких барьеров.
Другой человек занимается плейбэк театром, современным танцем и пластическим театром. Та же история: мастер-классы по всему миру от Нигерии до Великобритании (да-да, эта девушка не боится учить бритов, имея неидеальный английский!), организация крупных международных мероприятий на английском языке, участие в перфомансах в составе интернациональных команд – и так далее.
Это фантастический уровень успеха вербальной коммуникации. Многие люди – независимо от их уровня знания английского языка – глубоко убеждены: иметь такую карьеру, такое количество и качество общения, такую востребованность, такие путешествия можно ТОЛЬКО при условии безупречного знания языка и солидной предварительной практики с носителями. Но нет, доподлинно известно, что наши героини начали свое впечатляющее восхождение с неполным и неровным набором знаний. И да, так можно.
И вот, что интересно. Это всего два близких ко мне примера, и они самые яркие, но они не случайны и не единичны. Я давно наблюдаю за происходящим в своей сфере, и прихожу к одному и тому же выводу. Чем выше телесная осознанность – тем выше реализация в языке на любом этапе и тем выше скорость набора языковых единиц. Входят – и учатся выживать – не за счет знания языка. Выходят уверенными его пользователями.
Не поймите меня неправильно, я тренированный лингвист, переводчик, преподаватель и фанат языка. Я всегда за грамотность, правильность и бесконечную работу над этим. Нет причин не учить, как надо, нет причин не стараться стать лучше – даже когда ты уже профессионал. Всегда есть пространство для роста.
Но! Огромный прорыв в обучении наступает тогда, когда наконец появляется понимание: вы можете и должны использовать язык для достижения своих жизненных целей на как можно более раннем этапе изучения. Позиция: «Я не могу этого делать, даже начинать и пытаться не могу, пока я не освоил язык в достаточном объеме» должен уйти в прошлое. Срочно ложитесь и ползите в сторону мечты! Минимум знаний и максимум телодвижений приведут вас к цели куда быстрее, чем обратная комбинация.
Если серьезно, то в арсенале хорошего педагога по языку есть все методические средства и техники для того, чтобы из класса вышел человек, полностью готовый к встрече с языковой реальностью со всеми ее проявлениями, включая те, к которым в классе специально не готовили (такой вот парадокс, попробуйте его осознать). Однако чаще всего так не происходит. Потому что для этого требуется: а) профессионал высочайшего класса, который обучался и практиковал лет 10; и б) нейропластичный студент, готовый много трудиться и годами жить с ментальным и эмоциональным дискомфортом ради отложенного результата. А у нас пока нет массовой культуры обучения языкам, которая бы подразумевала коммерческую жизнеспособность такого взаимодействия. Есть спрос: «Хочу так!», но нет сил день за днем принимать зрелое и информированное решение относительно того, что это «так» предполагает и действовать сообразно. Не может пока народ методично заштопать в сознании дырку: «так» — это вот столько времени и вот такими средствами. Не дозрели пока.
Что же до Сашиного класса на Elephant School – ну… Не все, конечно, поняли, что это вообще было такое, за два-то часа. Я, зная оба мира – «учительский» и «телесный», другого не ожидала: «головастикам» очень сложно воспринять идею «ты сначала сделай – понимать будешь потом» (равно как и телесникам очень часто сложно понять, зачем вообще что-то выводить на уровень логики, слов, повторяемых сегментов, технологий, если так приятно тонуть в неповторимости спонтанно проживаемого телесного опыта). Но я сама видела, как опытные преподаватели и тренеры ELT моментально включились в работу, а потом терзали Сашу вопросами: «Где этому учат? Какие книжки можно найти? Как в этом развиваться?» и так далее. Потому что самые головастые головастики прекрасно чуют, что такое золото и где его раздают. Жопой чуют.
Голова потому что, граждане, без жопы – не жилец. Истинно вам говорю.