Началось все с вопроса: «Как выучить английский язык?», который мне много лет задавали, узнав о моей профессии (переводчика на тот момент).

Я долго не понимала, что имеют в виду все эти уважаемые люди. Что значит, «как»? Мне казалось, что путь более или менее очевиден: учи – да и выучишь. Но количество вопросов свидетельствовало об обратном.

Английский язык – такой же товар

Когда я плавно переползла в категорию преподавателей, мне показалось разумным провести маркетинговое исследование рынка. Я быстро обнаружила невыносимое богатство выбора, которое, собственно, и разъяснило мне растерянность и настойчивость всех моих вопрошателей.

Мы привыкли считать, что спрос рождает предложение, однако выяснилось, что английский язык – это такой великолепный товар, продавать который можно одним и тем же людям многократно, надо только знать, как.

Кроме того, предложение давно (ДАВНО) превысило всякий разумный спрос, поэтому его необходимо поддерживать, а то и подогревать. Я догадалась: обилие предложений призвано не ответить на вопрос «Как выучить английский язык?», а побудить клиентов задавать его снова и снова – и не находить ответа.

Вывод раз: в поле изучения английского есть совсем другие цели и совсем другая выгода (не ваши цели и не ваша выгода), которые имеет смысл учитывать.

Второй квантовый скачок – статья Марии Ковиной-Горелик | How to Know How – проект о бережном изучении английского языка
photo by Ben White

Бесконечные возможности – хорошо ли?

Я обнаружила картину, в которой бесконечное количество возможностей поддерживает бесконечное количество фальстартов (в мире ESL есть термин false beginner). С одной стороны, хорошо, когда есть выбор. С другой – его же надо делать и потом с ним еще и надо как-то жить.

Через какое-то время жить с этим выбором неизбежно становится сложно, потому что изучение языка – по правде, дело долгое и непростое, требующее усилий. Но человек – такая скотина: если ему трудно, а рядом есть альтернатива, он ее попробует.

Так поиск оптимального способа выучить английский язык успешно подменяет непосредственно его изучение. Поздравляю: вы достигли цели. Не своей – зато успешно.

Вывод два: если вы НЕ хотите предоставлять себя в бессрочное пользование за свои же деньги, смотреть надо куда-то не туда.

5 выводов о ситуации в изучении английского – статья Марии Ковиной-Горелик | How to Know How – проект о бережном изучении английского языка
photo by Karolina Grabowska

Мотивация – великая и ужасная – что это?

В жизни не видела ни единого взрослого человека, у которого регулярно находилось бы 3 часа в неделю изначально ничем не занятого времени. В 100% случаев изучение английского языка конкурирует с чем-то важным, включая порой базовые потребности (сон, еда, секс, общение с близкими, отдых).

Ничего удивительного, что в таком прессинге человек ищет оптимальный вариант инвестировать время-силы-средства и легко включается в игру собаки с собственным хвостом: пока не найду Самый Лучший Способ, учить не буду.

Единственное, что может заставить нас выделять силы и время (деньги, кстати, выделить проще всего, даже если их немного, – потому-то кораблик про Самый Лучший Способ до сих пор на плаву, а вы как думали) в условиях такой жесткой конкуренции, это мотивация. И у многих она есть.

Кого ни спроси – у всех есть мотивация. Не было бы мотивации, они бы не стали бегать, как ошпаренные, в поисках лучших методик.

Но тут выясняется одна неприятная вещь: мотивация – продукт скоропортящийся.

Как только сделанный выбор переходит в плоскость ежедневных усилий (см. выше), так мотивация непостижимым образом падает почти всегда.

Цели, которые сначала сияли издалека, освещая собою тернистый путь, не манят нас больше. Путь при этом по-прежнему тернист. Мотивация учить язык уступает мотивации найти новый способ это делать – ииииии мы снова играем в витязя на распутье. Чудо песня хороша, начинай сначала.

Вывод три: либо мотивация не работает, либо мы неправильно понимаем, что это такое.

5 выводов о ситуации в изучении английского – статья Марии Ковиной-Горелик | How to Know How – проект о бережном изучении английского языка
photo by Karsten Würth

Где взять топливо для долгосрочных действий?

Взрослому и занятому человеку нужно найти не Самый Лучший Способ, свободно обращающийся на не зависящем от него рынке товаров и услуг, а внятное и хорошо ощутимое на эмоциональном уровне обоснование, которое побудит полностью подвластный ему мозг выделять энергию на конкретные повседневные действия.

Много энергии. Долго выделять.

Еще раз: не внешний универсальный (или уникальный – слова-то тут вообще значения не имеют) способ, упакованный в таблицы и приложения, не одну далекую звезду, которая то потухнет, то погаснет, а внутреннее, совершенно интимное основание, которое побудит только его и ничью более нервную систему выносить новые нагрузки в повседневном режиме.

Такое обоснование может даже не формулироваться словами, но оно горит внутри и функцию свою выполняет, т.е. дает топливо. Топливом служат химические вещества, естественно производимые нервной системой. А запускают этот процесс эмоции.

Вывод четыре: хрен с ними, с целями, если они не помогают открыть книгу и начать упражняться прямо сейчас. Можно вообще их не ставить – ни жарко, ни холодно. А вот с эмоциями лучше познакомиться поближе.

5 выводов о ситуации в изучении английского – статья Марии Ковиной-Горелик | How to Know How – проект о бережном изучении английского языка
photo by Priscilla Du Preez

Эмоции как топливо

С эмоциями стремно: они неуправляемы. Поэтому обычно мы стараемся сделать с ними две вещи: испытывать только приятные, а если никак не выходит, то не испытывать совсем.

Первое удачно ложится в канву любимой игры: безусловно, Самый Лучший Способ обязан вызывать (дарить!) эмоции исключительно положительные.

Цикл, я думаю, не вызывает вопросов: переход к рутине влечет ослабевание позитивных эмоций, которые обычно – не более чем следствие новизны происходящего, и, вывод ясен – нам опять достался не Самый Лучший Метод! Надо поискать получше. И уносят меня, и уносят меня…

Второй вариант тоже можно устроить, особенно под популярными знаменами о том, что эмоции мешают процессу, отвлекают, расслабляют, позволяют ныть и прокрастинировать. Возможно.

Проблема в том, что если их убрать целиком и качать мышцу английского языка в жанре «вижу цель – не вижу препятствий» с полным отсутствием человеческой включенности в процесс, то, это будет не только очень тяжко, но еще и очень плохо с точки зрения прироста знаний и их удержания.

Почему? Потому что нет поставок энергии. Почему? Потому что мозг не получает эмоционального обоснования.

Вывод пять: единственное, чем реально стоит заняться, прежде чем заняться самим английским языком (особенно если это ваша –дцатая попытка) – это научиться обращаться с собственными эмоциями (любыми – какие появились, такие и молодцы) так, чтобы извлекать из них топливо для ежедневных усилий в ходе изучения английского языка (примерно любым из вменяемых способов).

Это все.

Это бесплатно – или минимально платно, если вы вздумаете заглянуть ко мне на вебинар.

Про эмоции как движущую силу при изучении английского там есть целых два вебинара: «Ощущения, эмоции, чувства при изучении английского языка» и первый из серии «Я его учу, а он не учится», который так и называется – «Топливо». Enjoy!


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.