Об этом говорят ВСЕГДА, когда речь идет об изучении иностранного языка, потому что это тот самый ответ на вопрос «как?»
Слово «методика» довольно емкое и, по сути, означает всего лишь алгоритм действий для получения определенного результата. Ничего магического здесь нет. Существуют методики ведения бухгалтерского учета, проведения психологических исследований, расчета ВВП и лечения различных заболеваний. Педагогическая методика включает в себя структуру материала, порядок и способы его подачи, приемы, техники и так далее. Обычная профессиональная кухня.
Методика – это то, что есть у любого преподавателя любого предмета, потому что иначе этой работой заниматься совершенно невозможно. Невозможно вываливать неструктурированные хаотичные сведения, не иметь средств отслеживания и оценки прогресса, не ставить целей, не опираться на показатели их достижения. Все мы, впрочем, сталкивались в своей жизни хотя бы с одним преподавателем, который делал именно так, но будем считать это исключением, которое подтверждает правило. В принципе, можно спокойно говорить о том, что без методики преподавание любого предмета немыслимо, поэтому щеголять наличием методики – странно.
Теперь разберемся с параметрами «уникальности» и «авторства» методик, поскольку именно они – самый ходовой товар на рынке услуг по обучению английскому языку. Я бы рекомендовала относиться к первому параметру просто как к рекламному трюку (абсолютно точно так же, как вы относитесь к «уникальным» формулам шампуней, «старинным» рецептам пива и «инновационным» технологиям окрашивания волос), а ко второму – с большой осторожностью и немедленным вопросом: кто автор. Авторская методика может быть действительно хороша, причем узнавать, чем именно она так замечательна лучше всего как раз у автора. Хорошие методисты обычно гордятся своей работой и ручаются за все, что делают, своей профессиональной репутацией. Если автор методики лично недоступен, как правило, доступны его книги, статьи, интервью, видеозаписи, блоги, какие-то другие публичные проявления. Важно запомнить следующее: если вам предлагают для изучения языка какую-то «авторскую» методику, у вас всегда должна быть возможность познакомиться с ее автором, увидеть его если не лично, то хотя бы в записи, послушать, что и как он говорит, из чего выросла его методика, какие принесла результаты и т. д.
Не знаю, стоит ли об этом упоминать, но на всякий случай напишу: к «уникальным» методикам я также отношу «эффективные», «новейшие», «старейшие», «секретные», «собственные» и так далее. Из последнего, что я видела на небосклоне услуг, — методика изучения языка разведшкол, долгое время сохранявшаяся в строжайшей секретности и наконец обнародованная. Вы лично много знаете выпускников разведшкол? Нет? Странно. Вот и я не знаю. Вообще-то одной капли здравого смысла достаточно, чтобы прийти к выводу: даже если мы с ними случайно знакомы, мы никогда не узнаем об их блестящем образовании, не говоря уже о каких-то там секретных методиках. И никто не узнает.
Вообще, секретности я побаиваюсь. Я чувствую себя неуютно, отдаваясь процессам, над которыми у меня нет контроля, да еще за деньги. Исключения составляют ситуации, когда я вверяю себя людям, к которым испытываю глубокое доверие на основании личного опыта или хороших рекомендаций, например, партнерам в танце, массажистам или врачам. Ищите прозрачности. Ищите человека, который будет готов бесплатно потратить на вас время, чтобы объяснить, как проходят занятия в его школе или на его уроках. Ищите человека, который будет говорить понятными вам словами и поменьше относить вас в то светлое будущее, когда вы получите кембриджский сертификат, пройдя все уровни обучения. А то я тут недавно прочитала в форумах про одну бойкую школу, которая в начале обучения обещала полноценный и длительный курс и брала за это вперед крупную сумму денег – настолько крупную, что люди соглашались брать под это дело кредит. Некоторым заниматься нравилось. Но некоторым – нет. Однако вернуть свои деньги недовольные студенты смогли лишь в половинном объеме. Методика, без сомнения, эффективная – только это не методика преподавания иностранного языка, а совсем другая методика.
Теперь обойдем наш объемный методический вопрос и взглянем на него с другой стороны – с тыла.
По-хорошему любая методика – авторская. В крайнем случае – результат коллективного труда сообщества авторов. В противном случае – это никакая не методика, а просто чуть иначе перетасованные известные методы и приемы, имя которым – легион. И большинство предлагаемых сейчас на рынке «методик», скорее всего, относится именно к таким вольным методическим вариациям, многие из которых, в лучшем случае, грешат вторичностью, а в худшем просто никуда не годятся. Понять эту кухню несведущему человеку совершенно невозможно, поэтому я и предостерегаю вас: поменьше веры в методику и побольше простого здравого смысла. Если выражаться совсем просто: пропустив мимо ушей любые восторженные прилагательные, постарайтесь выяснить максимум внятной информации о принципах обучения, которые исповедуются в интересующей вас школе.
Идеи о собственной авторской методике, как правило, является естественным следствием фундаментального образования, практической работы, наблюдательности и определенного склада характера хорошего специалиста. Если преподаватель долго и продуктивно работает в своей области, применяет творческий подход к своим занятиям, анализирует свои успехи и неудачи, у него рано или поздно появляется свой собственный стиль работы, свои приемы, это буквально-таки неизбежно. Правда, на этом этапе это обычно не называется «методикой», а называется просто: «у Валентины Васильевны на уроках очень интересно и хочется заниматься еще и еще». Способ подачи материала конкретным человеком – это и есть самое точное определение, которое можно дать понятию «уникальная авторская методика», поскольку здесь воедино сплетаются общедоступные знания и персональные качества конкретной личности. Кто-то строгий, кто-то мягкий, кто-то прекрасный оратор, кто-то тяготеет к театральности, кто-то владеет секретом постановки идеального произношения, кто-то удивительно прозрачно объясняет грамматику, а кто-то просто так умеет ободрить и вдохновить, что на уроках летать хочется, несмотря на ошибки. Все это будет частью личности и частью методики конкретного преподавателя.
Однако сам по себе преподаватель – это не бренд. Слоган: «на уроках Петра Константиновича страшно весело» смотрится неубедительно! Невозможно выходить на рынок с такими предложениями: «После трех лет в классе Аллы Игоревны вы сможете стать ЕГЭ, IELTS, TOEFL, а также поступить в МГУ, МГИМО и Гарвард, причем разом». Другое дело: «Наши занятия проходят в дружелюбной непринужденной атмосфере. Мы работаем по новейшей эффективной методике».
Создать действительно новую уникальную методику не так-то просто. Для этого надо иметь не только существенный практический опыт, но и владеть теоретическими знаниями в области психологии, педагогики и непосредственно своего предмета, а также хорошо знать текущее положение дел в отрасли. Таких методик очень мало, и их «новизна», равно как и «уникальность», определяется моментом; через некоторое время лучшие из них становятся общепринятым подходом, базой для бесчисленных вариаций, а иногда и плагиата. Из известных мне сильных методик – метод обучения взрослых людей Галины Александровны Китайгородской и метод обучения детишек в возрасте от 3 лет Валерии Николаевны Мещеряковой. Это – столпы. Уникальность этих методов уходит корнями не в мелкую конкретику, а в философию, в слои, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ изучению языка, в психологию, психолингвистику, теорию речевой коммуникации, детскую психологию, психологию развития. Эти методики были действительно уникальными для времени их появления, потому что взрывали устои педагогической мысли соответствующего периода, меняли сам подход учебному процессу.
Не поленитесь, зайдите на сайт Китайгородской. Помимо обязательных ссылок на всякие организационные детали, вы найдете полнокровные, содержательные разделы, посвященные автору и самому методу. Эти страницы написаны языком если не академической работы, то хорошей научно-популярной статьи. Они подробно разъясняют научные основы метода и в них чувствуется колоссальная любовь к своему делу и высочайший профессионализм. Зайдите к Мещеряковой, посмотрите ее видео-обращение к родителям, послушайте ее размышления о собственной работе. Как таковых теоретических материалов по методу на сайте вы не найдете (возможно, потому что ее метод вырос не из научной среды и адресован не взрослым студентам, а родителям маленьких), но, во-первых, Валерия Николаевна регулярно дает обучающие семинары для преподавателей, на которых подробно рассказывает о становлении своего метода и о его психологических предпосылках, а во-вторых, общего наполнения сайта вполне достаточно, чтобы представить себе масштаб и качество проделанной работы.
Для сравнения зайдите на сайты ведущих московских языковых школ. Вот несколько предложений, которые нашла я: «Мы помогаем <…> сломать барьеры, которые отделяют людей от их мечтаний и возможностей, доступных если свободно владеть английским языком», «Почувствуйте, какая это радость – свободно общаться на английском языке!», «Английский ответит взаимностью!» Задумайтесь.
Я не против рекламных слоганов. На сайтах хороших методистов их тоже навалом, мы с вами не в джунглях живем. Реклама двигатель прогресса, и все такое прочее. И акции проводить не зазорно, и достижениями гордиться правильно, и привлекательные черты своего коммерческого предложения выделять – хорошая идея. Но вот беда: все это – не «методика» и уж тем более, не уникальная. Это составляющие пакета услуг. К методике они не имеют никакого отношения. Они имеют отношение к организационным, техническим, финансовым аспектам вашего предприятия по изучению английского языка, но никак не к процессу. Я вам точно скажу, что все их (с небольшими вариациями) вы можете получить в любых школах: почти везде позиционируются носители в качестве преподавателей, гибкий график, «несгораемые» пропущенные уроки или другие виды гарантий, личные наставники, секреты скоростного запоминания слов, отсутствие зубрежки, обалденный аутентичный аудио- и видеоматериал, увлекательная (захватывающая! феноменальная! эффективнейшая! небывалая!) методика. Какая именно, вы узнаете, заплатив деньги. Большие. Самое интересное, что все те же самые организационные плюшки вы можете получить с частным репетитором, с которым вы всегда сможете договориться о графике, которому вы не платите в случае отмены урока и который, по вашему желанию и финансовым возможностям, тоже может быть носителем языка. Просто он не бегает по городу с табличкой: «Английский с Джоном Смитом – это ваши новые горизонты. Наконец пришло время открытий!»
Парадокс в том, что Джон Смит со своей методикой, скорее всего, окажется куда более уникальным, чем любая «уникальная» методика любой потоковой школы хотя бы просто потому, что он – человек.