Досмотрела огромный выпуск Дудя про Кремниевую долину. Думала, конечно же, о своей работе.

Я ничего не понимаю в экономике, инвестициях и стартапах. В IT — и того меньше. Зато я очень хорошо понимаю в методике преподавания английского языка и в основных тенденциях ее развития.

Так вот, я бы очень рекомендовала преподавателям английского языка, ADOS’ам школ и прочим заинтересованным лицам посмотреть этот выпуск именно в профессиональном разрезе.

Есть международное сообщество высококлассных специалистов, которые нуждаются в наших услугах — на том или ином этапе, в том или ином объеме. IT — не единственная такая сфера, но, безусловно, самая показательная и многочисленная. В фильме о языке практически не говорят, однако ежу понятно, что питчат они свои идеи инвесторам ну совершенно точно не на русском. И партнеров ищут не на нем. И детей не на нем в школу водят. И отмечают, что «то, что учили в школе — это все не то», и что «здесь очень непрямое общение». Говоря нашим языком, жалуются на огромный разрыв между учебной и реальной обстановкой, плюс отмечают недостаток устных коммуникативных навыков (нелингвистических, потому что они понимают значение сказанного, но не могут правильно его сходу интерпретировать).

Короче говоря, рано или поздно большинству из них английский язык становится нужен, как воздух, причем на каждом этапе — разный. Я до сих пор помню, как моя знакомая — специалист по фонетике, сказала, что она и ее коллеги с ног сбиваются от количества работы, и 80% этой работы — IT. Потому что если сотрудничество со специалистом идет успешно, общение с ним переходит от переписки обрывочными словами, больше половины которых составляет код, к обмену идеями, мнениями, обсуждению деталей ТЗ и т.п., и внезапно выясняется, что разобрать их речь со слуха невозможно. И это не «учить английский язык», но это — то, что им нужно (а есть разница).

Да, не каждый талантливый айтишник продает свою аппку за миллионы долларов в 20 с небольшим лет. Но, во-первых, есть и такие, и они тоже у кого-то языку учатся (или как-то повышают уровень, если нужно), а во-вторых, гораздо больше тех, кто, имея очень скромный уровень знания языка, очень успешно работает удаленно на большую корпорацию, и зарабатывает столько, что, учитывая стоимость жизни в его регионе, умудряется обеспечить себя, семью, родителей, детей, квартиру, дачу и еще кота с собакой. А потом берет — и переезжает в Пало-Альто (и угадайте, что ему там становится резко нужно, помимо договора на аренду жилья).

Но для наглядности не берите средний пример, берите ослепительный — как в фильме Дудя. Вот сидит мальчик, он в 20+ лет мультимиллионер. Долларовый. И, допустим, при этом ему нужно поднять уровень языка, и он ищет себе преподавателя (в фильме они ни о чем таком не говорили, но я для примера — я не знаю, может быть конкретно этот герой знает язык лучше меня, и дай Бог). Крыть нам его великолепие нечем: среднестатистический хороший преподаватель языка, вроде меня, как правило, получает базовое образование лет 5-6, потом всем доказывает свою состоятельность, сдавая международные экзамены, потом проходит какую-нибудь CELTA, высунув язык, работает довольно порядочно и вечно озабочен потерей собственной квалификации. И никогда не заработает даже сотой доли того, что имел этот студент в 23 года — не та сфера, у нас все по-другому устроено.

Но при этом ему от нас что-то нужно. Он не сноб, он нормальный, просто гений. И ему повезло попасть в ту точку, где именно эта гениальность помогает заработать вот столько в один момент, но он же в этом не виноват, правда? И он готов учиться, потому что ему еще с десяток вершин предстоит покорить, и ему в принципе свойственно развиваться, он правда готов на многое.

Как думаете, будет такой человек учить язык «по порядку» — в том темпе, в котором это обычно подразумевается нормальными преподавателями и составителями учебников? Будет ли он молча следовать плану, содержание которого для него непонятно? Нормально ли он отнесется к фразам типа: «Вы опять не сделали домашнее задание / опять отменяете урок, так у вас ничего не получится»? Насколько комфортно ему будет в ситуации: «Я не понимаю, как то, что мы проходим на уроке сегодня, поможет мне в решении моих задач завтра?»

При этом ВАЖНО: его в целом не интересует цена за урок в пределах 3000 или 10000 рублей он деньги просто может не считать. Но он вряд ли отдаст даже 1000 за то, что в его глазах не приближает его к цели, зато жрет время, силы и эмоции, потому что он очень хорошо понимает эффективность инвестиций. Он, может, эти деньги просто так нам подарит, если мы попросим, но выслушивать за них про вспомогательные глаголы, скорее всего, не станет.

Ну и вопрос: как думаете, что здесь можно было бы сделать преподавателю? Как себя повести? Какую цену назначить? Брать студента или не брать? По чему обучать? Как коммуницировать вообще? Есть ли идеи?


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.