Почему я никого никому не рекомендую.
Найти преподавателя английского языка просто, и путей для этого много. Иногда метод волшебного «тыка» совсем не плох: в конце концов, именно так находили меня все мои частные студенты, пока не было еще никакого проекта How to Know How. Тем не менее, ко мне регулярно обращаются с просьбой порекомендовать преподавателя, а с недавних пор стали обращаться и школы, и преподаватели с просьбой рекомендовать потенциальным студентам именно их.
Этот текст написан с единственной целью: давать на него ссылку всем, кто обращается ко мне с подобными просьбами. Текст ориентирован на просьбы со стороны клиентов, но работает и для тех, кто хочет через меня предложить свои услуги.
Когда клиент просит порекомендовать преподавателя, это означает, что клиент хочет переложить на мои плечи часть ответственности за выбор и решение. Насколько большую – это зависит от устойчивости границ и степени зрелости всех вовлеченных сторон, а их в этой истории три: клиент, исполнитель и я – в качестве посредника. То есть позиция, в которую вы просите меня встать, подразумевает ответственность сразу в две стороны. Это много.
Ответственность перед заказчиком заключается в том, что рекомендовать я буду кого-то хорошего, проверенного (подразумевает заказчик). Иначе зачем обращаться: в интернете масса предложений.
Вообще, если вдуматься в суть запроса, заказчик много интересного подразумевает. Во-первых, что у меня большой круг знакомых великолепных учителей, которым нужна работа. Во-вторых, что заказчиков вроде него, напротив, буквально он один. В третьих, что дать такие рекомендации совершенно не сложно.
Wrong. Wrong. And yet another wrong.
Я ни дня не работала ни в одном образовательном учреждении, а училась очень давно и не на преподавателя. В обычной жизни я предпочитаю окружать себя людьми каких угодно профессий, но не преподавателями английского языка. Никакого круга нет. Да, у меня, действительно, есть хорошие знакомые преподаватели – крайне немного. Почти всех их я знаю вне учебного контекста и, соответственно, как бы симпатичны они мне ни были, как бы весело время мы с ними ни проводили в коридоре между сессиями CELTA или в классе, где мы на равных повышаем квалификацию в качестве студентов, или на дне рождения у общего приятеля, я понятия не имею, какие они преподаватели, и толку от моей рекомендации не больше, чем от того же поиска в интернете (где есть, между прочим, отзывы, их можно вполне почитать). Есть также у меня в знакомых реальные звезды своего дела, и к ним без нас с вами, слава богу, очереди стоят.
С запросами о рекомендациях ко мне обращаются в среднем несколько раз в неделю. После публикации некоторых текстов волна таких вопросов достигает нескольких раз в сутки.
Ну а про «не сложно» я пишу этот текст.
Ответственность перед исполнителем – это то, о чем заказчик, я так понимаю, не задумывается вообще. Найти хорошего преподавателя сложно – но и клиентов хороших не так уж много. Я не желаю рекомендовать своим коллегам людей, о которых я ничего не знаю (и уж тем более людей, о которых я что-то знаю – и ровно по этой причине не хочу рекомендовать их в качестве учеников). Например, для меня, если я беру на себя труд рекомендовать вас для долгосрочной индивидуальной работы знакомому мне преподавателю, было бы важно знать о вас (и сообщить ему) следующее:
- Нет ли у вас в голове каких-нибудь неоправданных ожиданий или оторванных от реальности идей про английский язык и процесс его изучения?
- Нет ли у вас жестких психологических блоков, для работы с которыми нужна дополнительная моральная, а то и профессиональная готовность?
- Где и как вы учили язык до того, был ли этот опыт позитивен?
- Как у вас с личной гигиеной? Регулярно ли вы принимаете душ? Насколько обильно пользуетесь парфюмерией?
- Курите ли?
- Склонны ли вы относиться к преподавателям как к обслуживающему персоналу, насколько вы уважаете чужое время, планы и т.д.? Имеете ли привычку опаздывать, переносить занятия, пропадать с радаров?
- Собираетесь ли выполнять домашние задания и имеете ли такую возможность, трезво ли ее оцениваете?
- Каков ваш общий уровень культурного развития и образования?
- Какова ваша позиция по ряду ключевых политических, религиозных и социальных вопросов?
Я уже вижу, как вы хватаете ртом воздух в праведном возмущении: мол, да как вы могли подумать, мы совершенно не такие… Хорошо, что именно ВЫ не такие. Но мне, повторяю, это неизвестно. Поэтому я при всем желании не буду рекомендовать ВАС в качестве клиентов своим хорошим знакомым-преподавателям, потому что понятия не имею, что вы за клиенты.
…но все это – мелочи. В конце концов, степень ответственности можно всегда снизить собственной властной рукой: я не руковожу школой, не передаю методики, на самом деле, я не отвечаю ни за каких сторонних преподавателей, а уж тем более, за чужих людей из фейсбука. Порекомендовала – не сошлись – я здесь ни при чем.
Есть куда более существенная причина.
Запрос: «Порекомендуйте мне преподавателя английского языка» примерно такой же беспомощный, как запрос к стилисту: «Оденьте меня красиво». Вот минимальный список данных, которые я как посредник должна знать о заказчике, чтобы начать думать в сторону того, какой преподаватель здесь бы подошел:
- возраст;
- уровень, опыт изучения, включая все, накрученное вокруг да около (сложные чувства, блоки, паттерны реагирования);
- место жительства и предполагаемое место занятий (дом, офис, у преподавателя, нейтральная территория (какая), скайп;
- время занятий;
- коридор приемлемых цен от и до;
- лично или скайп (аргументы);
- носитель или неноситель (аргументы);
- цели;
А вот минимальный набор сведений, которые мне необходимо знать о преподавателе, которого я собираюсь рекомендовать:
- образование;
- стажировки, сертификаты, постдипломное образование;
- опыт работы;
- текущее место работы, есть ли связь с вузами и другими профильными организациями;
- стоимость в час, зависит ли от выезда к клиенту, зависит ли от параметра «лично/скайп»;
- работает ли вообще по скайпу;
- готов ли работать в экстремальное время;
- с какой возрастной категорией работает;
- готовит ли к экзаменам, если да, то к каким, сдавал ли сам, какие баллы;
- отзывы клиентов;
- степень загруженности на данный момент.
Так вот. Сводить воедино эти информационные потоки – это работа, которой должны заниматься специальные люди в отведенное на это рабочее время за соответствующее вознаграждение. Это не моя работа, она мне не нравится. Я на заре своей карьеры 8 лет работала чужим секретарем, организатором и администратором, и делала это настолько хорошо, чтобы сейчас не соглашаться делать это плохо. Я эту функцию внутри себя исчерпала давно.
У меня есть работа, она мне нравится. Судя по вашим откликам, вам – тоже. Вот ее я и буду делать.
P.S. А еще рано или поздно я займусь созданием независимого сообщества хороших преподавателей и репетиторов, информация о которых со временем появится в открытом доступе так, чтобы все ищущие могли найти друг друга, не задавая мне вопросов, на которые, увы, с сегодняшнего дня я буду отвечать только одним образом: ссылкой на этот текст.