Мило улыбнусь тебе и скажу: «Привет»,
У меня в руке шипованный кастет,
Он оставит имя на твоей щеке,
Как ножом когда-то ты оставил мне.
Ну что, про Ic3peak? Про Ic3peak.
В Ic3peak мне нравится все. Другое дело, что не все я могу выдержать. Но и это мне нравится: музыка Ic3peak не для сытых буржуа 40+ лет, которым я, как ни крути, являюсь, и в этом есть ирония, и свежесть, и прелесть, и нормальный ход истории. Да, мои нервишки иногда не выдерживают: слишком громко, слишком ярко, слишком сложно музыкально и визуально, но ничего, хочешь приобщаться – тренируй выносливость.
(Наперед скажу, что от образов про кровь, смерть, ямы, пули и проч. моя нервная система даже бровью не ведет, к этому она привыкла. Нет, только с частотами звуков у меня бывают проблемы, с содержательной частью – никаких).
Впервые я их увидела в чьем-то случайном посте. Огромный зал, погруженный во тьму, скандировал вслед за освещенной красным светом фигурой: «Я заливаю глаза керосином, пусть все горит, пусть все горит!». Я моментально охуела до нужного градуса и решила, что мне это надо.
Ну, конечно, надо.
Потом я посмотрела пару-тройку клипов, потом – интервью у Дудя, потом скачала альбом-другой. В итоге я влюбилась совершенно, как только я умею и только в музыкальные коллективы. Черт, я клянусь: я в людей так никогда не влюбляюсь, даже когда влюбляюсь.Люди в жизни не за тем, чтобы таскать мне такое количество свободной творческой энергии. Они за тем, чтобы вместе пить кофе, гулять за ручку, строить гардеробные и трахаться. Музыкальные же группы – это совершенно другие субстанции. Только с ними я оживаю до стадии «дети, вашей маме снова 17, вы просто поверьте, а поймете потом».
Что ж это за загадочное «все», которое мне нравится в Ic3peak? А я по порядку, по нарастающей.
Во-первых, это супер качественный музыкальный продукт с неповторимым саундом и визуальным оформлением. Его делают образованные, талантливые люди, у которых все отлично со словом и с музыкой, причем с очень «умной», насыщенной глубокими цитатами, местами техногенной музыкой. Иногда я слышу в ней звуки из «Чернобыля» HBO, в котором Hildur Guðnadóttir представила феноменальную работу на стыке реальных звуков атомной электростанции и последующего музыкального развития этих звуков. Иногда – наше общее советское прошлое (ну трудно его не услышать в песне «Марш»). Иногда – мотивы народных песен.
Во-вторых, русского продукта такого уровня у нас не было очень давно. Да в общем-то никогда. Настин вокал очень близок к настоящему фольклорному пению, за исключением того, что ее диапазон и свобода выражения сильно превосходят возможности любых признанных исполнителей в этом жанре. Иногда, когда Настя кричит ультразвуком, хочется залезть под лавку и взять в руки ухват, на всякий пожарный, и я думаю, что это именно тот эффект, на который авторы рассчитывали. И это прекрасно. Я люблю, когда меня пугают талантливо и по делу.
В-третьих, это экспортный проект, который завоевал уже миллионы сердец по всему миру. И тут я, конечно, с особым удовольствием отмечаю, что у ребят лингвистическое образование и совершенно свободный английский. Часть материала у них изначально и была (и есть) на английском языке, но благодаря ей и благодаря своему свободному владению языком в быту и деловых переговорах, они сумели вытащить на международную арену именно русскую часть своего проекта и распространить наше культурное наследие на международном уровне. Это офигенно крутой результат в масштабе страны и в деле поддержания интереса к русской культуре в глазах международного сообщества.
В-четвертых, это охренительно мощный голос коллективного бессознательного, которое совершенно изнасиловано ксенофобией и паранойей под эгидой национальной идеи, духовности, традиций, семейственности и так далее. Все эти румяные дети из мифических полных семей, которые выпивают полную крынку мифического парного молока (непременно с тошнотворными белыми усами на все лицо) в мифической швейцарской деревне у мифической моложавой бабушки, которая доит нарисованную корову в белоснежном переднике. Все эти массовые убийства на бытовой почве, рутинное домашнее насилие, повальная нищета, планомерное уничтожение свободной журналистики и автозаки на главных площадях страны. «Вместе с другими тебя скрутят на площади, а я скручу в своей новой жилплощади».
Я не собираюсь изображать из себя специалиста по русскому фольклору, но год обучения на русском филфаке с погружением в настоящие источники наших традиций плюс некоторая наблюдательность сообщает мне то же, что и авторам из Ic3peak: темная сторона жизни, энергия смерти и насилия, связь с мертвыми и потусторонним миром обязаны быть освоены и законно размещены в сознании человека и массовом сознании общества. В противном случае, в самые темные моменты эта энергия взбулькнет из тени и рванет, заливая все вокруг неконтролируемой яростью и кровью. Нет никакой возможности построить мир в рамках «всего хорошего против всего плохого» и никогда не глядеть в бездну. И любой народ всегда имеет в арсенале технологии управляться в этой зоне так, чтобы можно было продолжать спокойное существование на территории, где силы света и силы тьмы одинаково уважаемы и почетно размещены. Иначе начинается морок картонного благополучия, который всегда заканчивается кровавой баней.
Я из страшной русской сказки, все равно, откуда ты,
Не боюсь дневного света, здесь и так хватает мглы,
Мир подарит сколько просишь, заберет, когда не ждешь,
Не играю в твои игры, ты когда-нибудь умрешь.
Это великая ирония, от которой хочется дышать и плакать. Молодая русская женщина с русой косой до пояса, которая могла бы стать воплощением государственной идеи, выбирает:
– жить с творческим партнером — мужчиной вне брака;
– никак не комментировать их отношения (оба наотрез отказываются определять себя статусами «молодой человек + девушка», «сексуальные партнеры», «муж и жена» и прочими конвенциями);
– свободно рассуждать о флюидной сексуальности (и тут Коля меня поражает чуть ли не больше, чем Настя, потому что мужчины обычно более ригидны и напуганы в этом вопросе);
– ездить по всему миру с концертами, в остальное время ведя полуотшельнический образ жизни в сельском доме под Москвой;
– одеваться и краситься, никак не стремясь подчеркнуть ни красоту, ни женственность, ни привлекательность;
– использовать данный свыше вокал для того, чтобы озвучивать самые темные стороны нашего подсознания, не стесняясь ездить по ушам, нервам и прочим деликатным частям человеческого устройства;
– быть полностью финансово независимой – настолько, что даже клипы снимать на свои личные средства;
– ставить себя в опасное положение во взаимоотношениях с властью (концерты Ic3peak неоднократно отменяли в разных городах и клубах).
Соответственно, в-пятых, это острейшее политическое высказывание, которое имеет силу и дает ее большому количеству молодых людей, которые в рамках своего возраста заняты поиском жизненных ориентиров. Очень классно, что они могут найти вот эти, а не какие-то иные.
Я была на днях на концерте, там очередь стояла в два ряда, танцпол ходуном ходил. Публика – загляденье: столько гениальных идей по нарядам и косметике, я бы сюда студентов из текстильных вузов посылала на охоту. Или не гениальных – но свободных, и хотя бы этим гениальных. Впрочем, были и совершенно обычные люди: и офисные, и возрастные, и серьезные, и глубоко ординарные на вид. Типа меня, например :))) Передо мной стояли четыре девчонки: две энтузиастки и инициаторки и две примкнувшие за компанию, которые даже не знали, что их ждет.
Так интересно, понравилось ли им в итоге.