Тут стало ясно, что народ не втыкает в разницу между коммуникацией и интерактивом.
И то, и другое про взаимодействие, участие, двунаправленность, диалог и все такое. И выглядит похоже.
В контексте изучения иностранного языка это обычно про всякий движ, игры, разыгрывание сцен и прочие жанры, от которых страдают истинные любители театрального искусства, интроверты и просто люди с тонкой душой. Такие студенты отчаянно избегают любой массовой движухи, потому что еще в детстве строем находились. И чувство мучительной неловкости от коллективного исполнения действий под громогласные указания авторитетной фигуры, лежит слишком близко к поверхности, чтобы не окатывать все нутро душной волной при невинном предложении «поиграть в игру» на английском языке. Ну иммунитет у нас к организованному веселью, здоровый такой, махровый иммунитет.
В связи с этим куча людей боится коммуникативной методики, как огня. Потому что поднимут, заставят, дадут в руки карточки, развесят картинки, выдадут тему и собеседника, ну и вообще начнут все время ВКЛЮЧАТЬ.
Все это кажется настолько невыносимым, что выбор видится только между «взаимодействовать» и «не взаимодействовать», и в этой паре человек выберет второе. Он пойдет учить язык туда, где трогать его никто не будет — ну или почти не будет. И лет пять потратит на квест: «как выучить язык, не вступая в коммуникацию, так, чтобы вступить сразу с уже выученным» (SPOILER: никак, почему — ответ в конце статьи).
Взаимодействие же бывает разным, и интерактив отличается от коммуникации примерно как фраза: «Где ваши руки, суки?» отличается от строки: «Гармония мира не знает границ, сейчас мы будем пить чай».
Не всякий интерактив есть коммуникация, потому что интерактив — это форма, а коммуникация — содержание. Интерактивное взаимодействие — это, прежде всего, возможность адресата как-то отреагировать на входящий импульс: например, нажать на станцию метро, чтобы программа выдала маршрут. В рамках нашей работы интерактивом можно считать, например, хоровое исполнение слов на иностранном языке в ответ на данные учителем слова на русском. Или чтение диалога по ролям. Или пересказ прочитанного текста с вопросами из зала или от учителя. Или сценку с вводными: «Вы продавец, вы покупатель, импровизируйте». Если коротко, то это производство речевых актов по указанию преподавателя или учебника.
Коммуникацию отличает наличие информационного зазора, который работает в качестве естественной причины в эту коммуникацию вступить. Если один человек из пары читал начало текста, а другой — конец, при этом обоим нужно выполнить задание по всему тексту целиком — им есть, что обсудить. Если вам нужно в составе малой группы сделать карту достопримечательностей вашего города, вам есть, что обсудить и согласовать. Если вся группа умоляет вас поделиться впечатлениями от поездки на Фарерские острова, то ваш рассказ будет ценен и интересен, а их вопросы — искренними и осмысленными.
Формирование такого зазора в КАЖДОМ из заданий — и есть суть коммуникативной методики.
По форме интерактив и коммуникация могут быть похожи: люди говорят, вступают во взаимодействие. Это даже может выглядеть как вполне оживленный диалог. Однако коммуникация делает то, что интерактив сделать не в состоянии: включает в это уравнение вас.
Изучение языка в отрыве от себя, своих намерений, своих мыслей, чувств и желания поделиться чем-то или узнать что-то, приводит к катастрофе: человек может изрекать отвлеченные сентенции, но никак не может разместить в них себя, спросить о том, что ему действительно важно. В голову лезут готовые конструкты, разложенные по файлам «типичных ситуаций», но какое это все имеет отношение к вам? Никакого.
Я часто это повторяю на курсах — ну и здесь с удовольствием повторю: мы — не соловьи, мы не продуцируем речь просто так, для красоты Вселенной. Речь выступает средством человеческой коммуникации и рождается исключительно при наличии личного намерения в нее вступить и либо что-то сообщить, либо что-то выяснить (не всегда информацию, у речевых высказываний могут быть разные цели, это уже теория речевых актов, когда-нибудь потом). Привычка пользоваться средствами речевого выражения без формирования внутреннего намерения ведет к тому, что при наличии этого намерения человек не находит нужных ему средств речевого выражения. Потому что эту дорогу нужно топтать — и топтать с самого начала.
Всем коммуникацию!