Я много пишу про незримые, но мощные изменения контекста в изучении английского языка. И все время пытаюсь как-то заштопать края расползающейся реальности, потому что, как ни странно, колоссальные новые возможности и неограниченный доступ к ним приносят больше смятения и трудностей, чем их отсутствие.

Я давно вижу, что у большинства взрослых людей, изучающих язык или повышающих уровень, в самом деле, нет реальной возможности заниматься длительно, регулярно и поступательно с одним преподавателем (индивидуально или в группе, онлайн или живьем — это не суть важно). Я опущу банальную причину вроде «нет времени», потому что она никогда не бывает правдой, по моему опыту, но с легкостью назову минимум три, которые не лежат на поверхности, но давно очевидны мне в результате всех моих исследований, консультаций и бесед.
Во-первых, жизнь пошла такая динамичная, что любой длительный процесс рано или поздно оказывается под атакой обстоятельств. Даже при обоюдном желании обеих сторон случается так, что учитель прекращает практику, студент вписывается в дополнительное профессиональное образование, или у кого-то рождается ребенок, — и все.
Во-вторых, очень сложно найти хорошего учителя, поэтому многие проводят больше времени в поиске, чем в собственно в занятиях. Это обычно сопряжено с маленькими, но травмами, отвыканиями-привыканиями, эмоциональными качелями и т.п.
В-третьих, большинство студентов не в силах долго терпеть историю, при которой уроки языка оказываются слишком далеки от воображаемого результата и слишком долго не отражаются на уже существующем пользовании языка. Дырка между тем, что «надо говорить свободно еще вчера», и тем, сколько фактически студент может «съесть» за урок, оказывается невыносимой, и сталкиваться с ней несколько раз в неделю по расписанию — реально непростая задача (без всякой иронии). Человек быстро прекращает справляться и интуитивно ищет других способов это делать, менее болезненных.
Ирония в том, что я как преподаватель и методист не знаю (и вряд ли узнаю) лучший способ нормально выучить язык до приличного уровня, чем вот такое долгосрочное, планомерное, структурированное, ответственное сотрудничество с хорошим преподавателем, который знает, что творит, опирается на корпус методической литературы, имеет под рукой множество инструментов и любит свою работу. А как руководитель успешного онлайн проекта и популяризатор английского языка почти не делаю таких форматов, потому что знаю их ограниченность.
Если брать ситуацию в идеальном вакууме, то — да, как говорится, «нормально делай — нормально будет», и под «нормально делай» я подразумеваю относительно классическую схему обучения, которую после 3-4 лет плотной постановки базы можно дополировывать какими угодно извращениями вроде постановки идеальной фонетики, литературных кружков и дискуссионных клубов. А если брать реальную жизнь, то мне очевидно, за что платят все те люди, которые приобретают кратко- и среднесрочные программы с локальным фокусом на каком-то аспекте языка (включая те, которые делаю я). В частности, кстати, они платят за возможность незаметно слиться, если в процессе выяснится, что они не потянули.
Но вот о чем хотелось бы аккуратно, почти незаметно и походя, сказать. Очень странно, неправомерно и в общем-то удивительно было бы ожидать от этих кратко- или среднесрочных программ немедленного внятного и полного результата — даже в заявленной теме. В длительном обучении управлять этими ожиданиями проще: если вы встречаетесь с преподавателем дважды в неделю уже год, вы точно имеете опыт того, сколько возвращений к теме и повторений ее с разных сторон вам требуется, чтобы она полностью интегрировалась, причем вы знаете (даже если специально не думаете об этом), что повторение обязано быть организовано через промежутки времени. Интуитивно вы знаете: именно так любой мозг и усваивает новую информацию, именно так и формирует новые навыки. Не за один день или даже неделю.
С короткими тематическими курсами это сложнее. Я говорю вам, что мы за месяц разберем все времена или модальные глаголы — и обязательно в каждом потоке найдутся люди, которые будут честно ожидать, что к концу месяца они придут в состояние, из которого больше никогда не нужно будет думать, какую форму здесь поставить, и почему. Несмотря на то, что я на каждом углу рассказываю о том, что и я порой над этим задумываюсь с моим высшим лингвистическим образованием, двумя профессиями в языке и общим стажем его изучения 38 лет.
Да, на лендингах и в рекламе мы (продавцы образовательных услуг) пишем о том, какие вас ждут результаты в какой-то измеримой форме, и даже стараемся (ну я, например, стараюсь) не врать и даже не приукрашивать. Но правда в том, что любой образовательный продукт такого рода — это просто некий шаг на очень длинном и извилистом пути приобретения очень комплексного навыка. В большинстве случаев реальный результат можно будет оценить только спустя длительное время. Более того, шансы велики, что вы не сможете связать этот зафиксированный спустя время положительный результат с теми усилиями, которые вы совершали на каком-то конкретном курсе. Это точно так же странно, как ожидать после каждого урока английского языка четкий сет ответов на вопрос: «Что мы сегодня выучили?» Этот вопрос годится для детского сада — и то, вспомните, пожалуйста, как он вас бесил, если его задавали родители или какая-нибудь бабушка. Вот это ожидание четкой формулы «что конкретно было сделано сегодня для роста и развития», способно уничтожить напалмом всю радость бытия — и все надежды на развитие вместе с ней.
На самом деле, неважно, как вы выбираете изучать язык: длительно и регулярно, или набегами и наскоками, важно, чтобы внутри существовало понимание того, что нормальным продвижением можно считать длительное приложение усилий с не всегда понятными промежуточными итогами, в процессе которого часть информации неизбежно искажается и теряется, а навыки требуют многократного разнообразного повторения через интервалы времени. И что все мы сильно здоровее и спокойнее будем, если вообще прекратим оперировать идеями о том, что что-то там уложилось по полочкам и останется там лежать в первозданном виде на годы.


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.