Один из самых мучительных и практически неизбежных вопросов, которые встают перед преподавателями иностранного языка, студентами, родителями студентов, — это вопрос о способностях к языку. Есть они, нет их, и на что можно рассчитывать в случае их очевидного наличия или отсутствия.
Многие решают этот вопрос радикально: «Все в жизни осваивают как минимум один язык, значит, можно освоить и другой, было бы – нужное подставить: «желание», «упорство», «сила воли», «учебники хорошие», «условия».
Многие, промучившись какое-то время (пробившись со «сложным» студентом или пронаблюдав слезы собственного ребенка), принимают радикально противоположное решение: «Нет, все-таки есть люди, которым это не дано, как иным не дано петь или рисовать. Ну не дано – нечего и пыжиться».
(В этом месте ВСЕ хорошие педагоги по вокалу и рисованию вам скажут, что и петь, и рисовать может каждый – другой вопрос, как, зачем и будет ли путь тернист или полон удовольствия. Но не попробуешь – не узнаешь).
Через пару лет после начала консультирования я свой ответ на этот вопрос нащупала – и вот, что могу сказать:
Способности, к языку, действительно, у всех разные
И для кого-то это неутешительная новость. Может казаться несправедливым, когда мы смотрим на один вид деятельности и примеряем его на себя: «Господи, она двигается, как богиня, а я – как палка, ничего не гнется, никакой грации, ну за что?» или «Как у него получаются такие линии, такие цвета, что картина прямо дышит? Я могу три часа сидеть над листом, высунув язык, и все равно так не выйдет».
Но стоит расширить взгляд – как тут же становится легче. Да, я выгляжу неуклюже и немного стесняюсь себя в бассейне, но у меня огромная аудитория лояльных подписчиков, я умею молниеносно анализировать речевые высказывания и хорошо разбираюсь в музыке.
Мы все выглядим великолепно в своих стихиях для людей, для которых стихии эти чужды. Кто-то отлично поет, но его стоматолог вряд ли об этом узнает. Кто-то божественно готовит, но какое до этого дело его финансовому консультанту? И так далее.
Да, придется признать, что язык не всем дается одинаково легко и не всем удается получить удовольствие в процессе изучения и добиться легкости в использовании.
Противоядие от отчаяния в этом пункте: всегда смотреть шире и с юмором.
- Понимать, что те, кто ловко болтает, могут испытывать непреодолимые, жестокие трудности в других областях.
- Иметь сострадание к себе и другим, если вы застаете этих других, например, в неловких попытках сыграть что-то на рояле или в седьмом поту на чертовом теннисе.
- Не замыкаться в одной истории, не ставить все время в голове свои провалы в языке рядом с чужими успехами в языке.
Разбавлять картинку.
Это не значит, что кому-то нельзя учить язык
Но для некоторых это будет означать более сложный процесс с более скромным результатом. Жестко, но это так.
Там, где кому-то нужно объяснить разок, попробовать парочку – и дальше все полетело, другому потребуется объяснить 10 раз, продолбаться месяц, и еще через месяц обнаружить, что все слетело к чертям – и надо начинать заново.
Мне очень жаль, но это правда: степень сложности будет у всех разная, мера отчаяния – тоже, как и необходимая доля упорства.
Противоядие от отчаяния в этом пункте – коррекция своих целей относительно своих возможностей.
Обычно это происходит стихийно, но часто – с оттенком горечи и разочарования. Я не отрицаю этих чувств, они естественны и адекватны, но из них нужно выходить – не сразу, прожив хорошенько, но и не застревая.
Что значит, «не застревая»? Не приступая к очередной попытке с идеей, что УЖ В ЭТОТ-ТО РАЗ — !!! Разумно вовремя заметить, что предприятие по изучению языка всегда забирает слишком много душевных и физических сил, и поставить какие-то цели, которые УЖЕ маячат на горизонте, даже если вы в самом начале. Иначе разрыв между тяжестью бытия и сиянием мечты порвет вас, как тузик грелку.
Начните смиряться с тем, что божественно не получится, но утилитарно, функционально и полезно – будет обязательно. И до этого осталось не так уж много потерпеть.
Очень часто неудачи и сложности с изучением языка говорят о чем-то большем
Выявляют дефекты фундаментальных паттернов в жизни и способах действия конкретного человека. КАЖЕТСЯ, что проблема именно в языке, потому что все, что до этого изучалось, проходилось, приобреталось в качестве навыков, таких проблем не вызывало.
В каком-то смысле это так: именно язык оказался тем самым предметом, который потребовал больше внимания, чем это было привычно, большую толерантность к собственной неловкости, нехарактерные интеллектуальные усилия, большую дисциплину, большую необходимость перекраивать привычное расписание (чем, допустим, спорт или уроки по вождению, которые вписываются без труда), большие временные отрезки, чем изначально предполагалось.
Тем не менее, это не английский язык сам по себе такой какой-то не такой. Это текущие привычки, состояние сознания и эмоциональной сферы, навыки внимания, терпения, планирования, дисциплины, доверия, умения занимать ведомую позицию и слушаться оказались подвержены неожиданной атаке, которая выявила их дефициты или устаревание, мешающие работать в новой сфере.
Причем у каждого эти дефициты будут своими.
Есть люди, которые очень привыкли к жесткой дисциплине – и им нужно отращивать привычку давать своему мозгу время для обработки загруженной информации. Мои любимые фразы здесь: «в таком темпе нейронные связи не растут» и «развитие может состояться только в точке покоя».
Есть люди, которые так всего отчаянно боятся, что с ними можно двигаться тоооооолько малыми дозами. Моя любимая фраза здесь: «мы пока не учим язык – мы занимаемся тем, чтобы сделать его изучение возможным».
Есть люди, которые имеют настолько низкую самооценку и такую глубокую выученную беспомощность, что с ними только и нужно делать, что отмечать по пунктам, куда нам удалось двинуться относительно еще недавнего положения дел. Мои любимые фразы здесь: «вы большущий молодец», «обратите внимание на то, как у вас сегодня здорово получилось сделать вот это» и «как вы себя чувствуете?»
А бывают и такие, которым нужен азарт, погоня, веселье, загрузка сообразно высоким способностям. Мои любимые фразы здесь: «еще 800 ведер – и золотой ключик наш!», «не задолбался – не пожил», «что, получилось? а это, между прочим, было задание из учебника С2» и «вот вам это, это, это – что значит, «много?» – держите еще и вот это, на сладкое».
А иногда человек не знает, есть у него способности или нет
Не знает, какой тип обучения ему подойдет, какой человек в качестве учителя, какой темп. Не знает, стоит ли начинать, стоит ли вообще соваться со своим запросом, который может быть слишком грандиозным – или слишком мелким, глупым, невнятным. Боится в очередной раз приступать, потому что в глубине души уверен, что не поможет уже ничего, и не видит смысла (а также сил) переживать очередной неминуемый крах.
Для таких людей я на днях опубликовала второй текст из серии про тело. Ну, и как обычно – ко мне на консультации можно приходить с любой болью. И без нее – тоже.