Я помню, как пришла к одному из своих первых учеников. Мальчику было 11. Его только что перевели из обычной школы в английскую. Я была неопытна. Мы с ним, я думаю, боялись друг друга одинаково.
Я спросила у родителей, какие у них пожелания к работе с сыном. Родители выдали четкий запрос: «Грамматика. И времена».
Мне кажется, все, кто вступает на скользкий путь изучения английского языка, становятся похожи на население сказочной деревни, живущее в постоянном страхе перед неведомым драконом. Ребенок с грехом пополам бегиннер, родители с иностранными языками на «вы», но о существовании дракона под названием «времена» они наслышаны и заранее трепещут. Времена — это же ужас, что такое, поэтому их даже нужно выделить из всего корпуса английской грамматики и попросить заняться ими особо.
Ну… Дракон — не дракон, но штука объемная, пластичная и в плане ученического времени и сил — прожорливая. Трудно обозреть целиком, непонятно, с какого боку подступиться. Про «одолеть» обычно до уровня Upper-Intermediate предпочитают не заикаться.
Однако мы в проекте How to Know How как раз умеем заниматься этим драконом «особо». Смотреть на него просто так можно, но общее впечатление никак не складывается, поэтому лучше ловить в полете, а также в целом изучить его повадки и пристрастия. Зачем одолевать дракона, если можно с ним просто подружиться? Такая простая мысль оказывается для многих революционной — и спасительной.
Если перекладывать сказочную метафору на языковую — мы смотрим на реализацию временных форм носителями языка в их реальных коммуникацих и пытаемся понять: какие обстоятельства, какие коммуникативныые намерения и какие речевые модели лежат в основе выбора конкретных форм. Мы начинаем видеть то, чего не видели раньше: каким образом чуждые нам конструкции помогают обычным, только англоязычным людям выражать и считывать абсолютно те же мысли, эмоции, желания и намерения, которыми оперируем мы.
В изучении иностранного языка всегда очень много переживаний на тему «они не такие, как мы», «у них все не так, как у нас». Я раз за разом умудряюсь за месяц показать своим студентам: люди в целом — одинаковые. У нас мощнейшие объединяющие начала — те же радости, те же печали, те же желания, восторги, горести и разочарования. Мы можем понять друг друга. Надо только немнооооооожечко постараться