Есть у меня один страшно нелюбимый вопрос, который мне, к сожалению, часто задают. Я не люблю его настолько, что иногда после его обсуждения вполне удачная доселе консультация сходит с рельс и врезается в стену.
Это вопрос: «Сколько надо заниматься языком (чтобы был прогресс)».

Отвечу-ка я на него в безопасном режиме монолога once and for all.

1. Я не могу сказать, что параметр количества не важен абсолютно, но он значительно отстает от вопроса качества. Если вы делаете много, но совершенно не то – а я видела примеры, причем длительные и разнообразные, – то без разницы, сколько вы занимаетесь этой галиматьей: толку так и так не будет (или будет, но крайне не пропорционально количеству галиматьи). О качестве занятий языком вы можете прочитать в других статьях моего богатого и относительно культурного наследия, а в этом тексте мы двинемся дальше.

2. В той точке, в которой обычно задается этот вопрос, ответ на него не имеет смысла. В той точке, где ответ на него имеет смысл, вопрос уже не задается. Потому что ответ на него один: СКОЛЬКО СДЮЖИТЕ. На моей консультации, на собеседовании в школе, на первом уроке с новым учителем ваша голова полна решимости и розовых единорогов. Вы планируете и ожидаете. Это все глубоко нормально, но люди взрослые с некоторым опытом всегда знают, что любовная лодка разбивается о быт.

Photo by Sincerely Media
Photo by Sincerely Media

Бытом в нашем случае следует считать нормальную взрослую жизнь с ее постоянным давлением внутренних и внешних обстоятельств. Нет, вы не сможете, как штык, два раза в неделю по 2 часа + домашки по 3 – и так 9 месяцев без перерыва на командировки, роды собаки, финансовые затруднения и внезапные визиты тещи из Звенигорода.

При этом обязательно надо учесть, что для 100% студентов справедлива формула:

ожидаемый прогресс в языке ЗНАЧИТЕЛЬНО превосходит реально возможный даже при условии идеального графика

(два раза в неделю по 2 часа + домашки по 3, или 15 минут ежедневно, или какая там еще фигня у вас в голове понапихана). Теперь суммируем внезапную тещу из Звенигорода с и так уже пообломанными ожиданиями (и некого винить в их нереалистичности, даже себя: розовые очки свойственны человеческой природе), и – вуаля: вот вы уже третью неделю врете своему преподавателю про чудовищный завал на работе. Прогуливать надо превентивно.

3. Приобретение знаний происходит чуть сложнее, чем приобретение тюльки на Привозе. Вы не можете просто взять (купить, получить, присвоить, украсть в конце концов) знания, умения и навыки. Освоение теоретического материала и овладение практикой его применения происходят очень нелинейно и в на некоторых участках пути, скажем так, въезжают в абсолютно непрозрачный тоннель. Каким образом и когда наш мозг встроит тот или иной бит информации в общую картину – тайна сия велика есть. Поэтому вопрос количества невозможно решать не только в отрыве от качества, но и в отрыве от темпов, объемов, повторяемости и других смежных параметров.

Если вы напихались комплексным обедом от закуски до десерта за 20 минут, это вряд ли означает, что ваш организм всосет разом куда больше полезнейших веществ, чем если бы вы спокойно употребили одно блюдо под хорошие беседы и вино. Это куда скорее означает, что вы наблюете в кустах крыжовника за сараем. Если добежите.

Поэтому даже если вам и вашему начальству нужен ваш блистательный английский язык еще позавчера, а вы плотно торчите на фазе «я не поставил здесь have had, потому что это выглядит как-то странно», то придержите коней. Даже если вы будете ежедневно давиться языком в течение щедрого часа или пресловутых пятнадцати минут, скорость переваривания того, что вы в себя пихаете, от этого не возрастет.

Photo by Florida Guidebook
Photo by Florida Guidebook

4. Соответственно. Заряжая себя в изначально слишком идеалистическое расписание, вы заранее обрекаете себя на провал. Опираясь в этом идеалистическом расписании на мнение сторонних экспертов – обрекаете на дополнительную порцию вины и угрызений, потому что вам будет казаться, что: а) НАДО именно так, и никак иначе, и если так не получается, то вообще непонятно, что же теперь делать; б) у ВСЕХ получается, а вы один такой мухомор-неудачник. На самом деле, это все брехня, все учат кто в лес, кто по дрова, включая тех самых экспертов. Видали мы тех экспертов. В зеркале.

5. Единственное, чем можно здесь себе качественно помочь, это определить реальный объем возможных для вас усилий согласно жизненному опыту и актуальному графику. После чего двадцать раз сказать себе, что так, как вы придумали, все равно не будет, а будет медленнее и хаотичнее и еще как-то, как вы пока даже не можете вообразить. И не все из этого, кстати, будет хуже, чем вы думали. Ваше дело – to show up and do what you can.

Если вы изначально заложите в эмоциональный и временной бюджет пропуски, прогулы, провалы, разочарования, смену преподавателей, методик и средств, вы придете туда, куда хотели, существенно более розовенькими и довольными, чем те невротики, которые все это время параллельно с изучением языка бегали на кладбище рыдать над своими единорогами.

Всем удачи на дорогах к шикарному английскому языку и максимально философского отношения к несовершенствам мира и себя (как части мира). Чао!


Like, share, repost. Peace, love, smile. Learn.